"Печать Каина и мотивы преступления
Раскольникова"
Аннотация.
Мое исследование посвящено постижению глубинных смыслов романа Ф.М. Достоевского
"Преступление и наказание". Путём сопоставления библейских страниц
с главами произведения я пришла к выводу, что роман "Преступление и наказание"
Ф.М. Достоевского разворачивает перед нами во всей своей трагичности картину
отречения человека от Бога, от нравственных человеческих истин, а на Раскольникове
лежит "двузначная печать Каина": он защищен от преследования и отлучен
от общества людей. В этом главный смысл наказания героя. Это позволяет по-
новому посмотреть на проблему преступления и наказания в одноименном романе
Достоевского. В качестве методов исследования использовались сравнительный
анализ художественных текстов, биографический комментарий, сопоставление различных
точек зрения, выявляющих сущность и истоки мотивов преступления главного героя.
Данное исследование позволяет по- новому посмотреть на проблему преступления
и наказания в одноименном романе Достоевского . Путём сравнения библейских
страниц и глав произведения я попыталась найти истоки преступления Раскольникова
и понять, что есть наказание для человека, переступившего через Бога и пришла
к выводу, что роман "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского
разворачивает перед нами во всей своей трагичности картину отречения человека
от Бога, от нравственных человеческих истин, а на Раскольникове лежит "двузначная
печать Каина": он защищен от преследования и отлучен от общества людей.
В этом главный смысл наказания героя.
Введение.
Новый век порождает новые проблемы.
Неоправданные ожидания - одна из них. Мы надеемся увидеть мир светлым и обновленным,
но его по-прежнему разрывают противоречия. Старые истины обозначаются резче,
рельефнее. Что значит "духовность"? Так ли грешно "самообожествление",
и можно ли без уверенности в своей "исключительности" добиться поставленной
цели? На эти и многие другие вопросы можно найти ответ в романе Федора Михайловича
Достоевского "Преступление и наказание", если изучать его путем сопоставления
с Библией; именно поэтому это литературное произведение и стало объектом моего
исследования.
Предмет исследования - мотивы, побудившие Раскольникова, главного героя романа
Ф.М.Достоевского, совершить преступление; о них я узнаю, анализируя речь и поступки
персонажа, сопоставляя художественное произведение с другими текстами, привлекая
факты биографии, свидетельствующие о мировоззрении писателя.
Цель работы - рассмотреть мотивы преступления Раскольникова в свете библейского
сюжета о Каине и Авеле и выявить истоки преступления и смысл наказания человека,
переступившего через нравственные истины.
В качестве методов исследования использовались сравнительный анализ художественных
текстов, биографический комментарий, сопоставление различных точек зрения, выявляющих
сущность и истоки мотивов преступления главного героя произведения.. В процессе
работы над данной темой мною были освоены литературоведческие работы, посвященные
биографии автора, его почвенническим идеалам, духовным исканиям. Эти знания
для меня стали базой для самостоятельных рассуждений и выводов, а Библия послужила
убедительным источником доказательств.
В результате исследования я пришла к выводу, что роман "Преступление и
наказание" Ф.М. Достоевского разворачивает перед нами во всей своей трагичности
картину отречения человека от Бога, от нравственных человеческих истин, а на
Раскольникове лежит "двузначная печать Каина": он защищен от преследования
и отлучен от общества людей.
Основное
содержание.
Достоевский - величайший русский писатель, реалист, чрезвычайно субъективно
ставил и решал вопросы о совершенствовании личности, искал, хотя и не без ошибок
и противоречий, но искренне, путь спасения народа В напряженном диалоге с современниками
Федор Михайлович вырабатывает свой собственный взгляд на задачи русского писателя
и общественного деятеля. Он был глубоко убежден, что атеистическое человечество
рано или поздно соскользнет на путь индивидуалистического самообожествления,
конечной стадией которого является катастрофа[1]. Дабы избежать ее, нужен идеал,
в который поверят все. И он есть, по мнению Достоевского, - это Христос. Его
добродетель спасет мир. В произведениях писателя изображены поиски человеком
выхода из мучительных страданий, поиски лучшего - через обретение веры, Бога.
Роман Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание" многогранен.
Писатель заставляет нас задуматься о многих проблемах: истоках и мотивах преступления
и наказания, счастье "маленького человека", нравственности и безнравственности
и т. д. Одним из важнейших вопросов, освещаемых автором, является значение христианской
морали в жизни каждого человека и всего народа. Время, описываемое Достоевским,
было временем великих реформ (отмена крепостного права, земское и городское
уложение), и поэтому людям в их бурно изменяющемся мире необходимы были четкие
духовные ориентиры. Особенно это коснулось молодых, образованных людей, так
как они не хотели жить по- старому и пытались найти свой путь к духовной жизни.
Именно в этих кругах и начинают распространяться идеи нигилизма, атеизма, против
которых и выступал Ф.М. Достоевский. Новые идеи, по мнению писателя, вступают
в конфликт с христианскими постулатами, с заповедями, определяющими нравственное
поведение человека. Главной проблемой всех произведений Достоевского был человек
в его двойственной сущности. Роман "Преступление и наказание", написанный
в 1866 году, не является исключением: в центре внимания писателя - процесс отречения
человека от Бога, выход его на путь греха и возвращение, путем покаяния, в лоно
веры. Одна из задач, по нашему мнению, стоящая перед Достоевским, показать,
как человек в преступлении пере - ступает предел самой человеческой природы.
Первые страницы романа вырисовывают нам человека раздражительного, напряженного,
с болезненным мировосприятием. "Не то чтоб он был труслив и забит, совсем
даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном
состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от
всех..."[2] Роман "Преступление и наказание" начинается с того
момента, когда главный герой уже мысленно совершил преступление: топор присмотрел,
время рассчитал, петлю пришил для топора, а последний визит к старухе назвал
"пробой". Аналогично - с момента, когда герой готов к преступлению,
- начинает свою трагедию об "идейном" преступлении Александр Сергеевич
Пушкин:
Все говорят: нет правды на земле;
Но правды нет - и выше.
Произнеся свои первые слова, Сальери готов к убийству, он совершил ошибку духовную:
он отрицает правду Божью, уверовав в свою. Первое убийство, описание этапов
преступления и божественного наказания мы находим в первой книге Библии, и,
по нашему мнению, основные этапы преступления главного героя в романе Ф.М.Достоевского
"Преступление и наказание" напоминают древний библейский рассказ об
убийстве Каином Авеля.
С чего началось преступление Каина?
"Каин сильно огорчился"... (Библия "Бытие". Глава 4).
С чего началось преступление Раскольникова?
" Соня, у меня сердце злое, ты это заметь: этим можно многое объяснить...
Я озлился..."
(Ф.М.Достоевский. "Преступление и наказание").
Итак, началось с огорчения, с озлобления. Что же способствовало зарождению этих
чувств? Раскольников - умный, гордый, необщительный юноша, полный осознания
собственной исключительности. Но личные его тягости, горе его близких (унижения,
которым подвергаются его мать и сестра) - это не основная причина его преступления.
"Если бы я из-за того убил, что голоден был... то я бы теперь... счастлив
был", - говорит Раскольников после преступления. Так что же толкнуло Раскольникова-человека
на путь преступления - убийства, в котором он сам боится признаться? Рассказ
в Библии начинается с того, что Каин принес дары Богу, которые Бог не принял.
… Каин принес от плодов земли дар Господу.
И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их.
И призрел Господь на Авеля и на дар его;
а на Каина и на дар его не призрел...[3]
А далее огорчение. Почему? И тут же мы находим ответ: "Если делаешь доброе,
то не поднимаешь ли лица, а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит..."[3]
Таким образом, Господь говорит Каину прежде всего следующее: ты огорчился не
потому, что Бог не принял твоих даров, если бы ты был добр, то не огорчился
бы.А как же Раскольников? Откуда у сострадательного человека (Раскольников во
время пожара, ночью, вытащил из одной квартиры, уже загоревшейся, двух маленьких
детей) злоба на сердце? В эпилоге романа Достоевский дает ответ на этот вопрос:
"...преступник Раскольников, в бытность свою в университете, из последних
средств помогал своему бедному и чахоточному товарищу и почти содержал его в
продолжение полугода. Когда же тот умер, ходил за оставшимся в живых старым
и расслабленным отцом умершего товарища (который содержал и кормил своего отца
своими трудами чуть не с тринадцатилетнего возраста), поместил, наконец, этого
старика в больницу, и когда тот умер, похоронил его."[2]. Умирают близкие,
молодые. Вспомним еще и смерть невесты Раскольникова, молодой девушки, к которой
главный герой испытывает неподдельное чувство любви-жалости. Итак, одни беды-
испытания подстерегают Раскольникова. Может действительно прав Д.И.Писарев,
говоря в одной из своих работ, что "настоящею и единственною причиною"
преступления Родиона являются "тяжелые обстоятельства"? [1]
В первой части своей работы мы неслучайно остановились на основных взглядах
и на теории христианского социализма Федора Михайловича Достоевского. Писатель
был окончательно убежден, что никакая среда, никакие внешние обстоятельства
не могут оправдать безнравственного поступка, причина любого преступления только
в самом человеке. Вот и Раскольников усомнился в Боге, озлобился, позволил греховным
помыслам проникнуть в сердце ("...и поникло лице его"[3] - человек
опускает голову к земле, и его лицо- душа поникает, обессиливается), а чувства,
как известно, порождают мысли, озлобленные чувства - греховные мысли. В тяжелой,
давящей атмосфере Петербурга, под низким потолком нищенской конуры в уме голодного,
отчаявшегося человека зародилась чудовищная теория о том, что каждое страдание,
каждый грех ведет к историческому прогрессу и всякому развитию. Раскольников,
как и Каин, в трудный момент своей жизни выбрал уединение. Одиночество ощущала
душа Раскольникова в душном и мрачном Петербурге. Но "не хорошо человеку
быть одному".[4] Интересны в этом отношении наблюдения современного исследователя
творчества Ф.М.Достоевского В.Н.Егорова: "Смертный грех гордыни, грех утверждения
себя вне Бога настигает нас в уединении.... Черт легче всего соблазняет одиночек.
Отторженный от соборности, одинокий человек теряет веру и впадает в страшный
грех самообожествления, потому что, согласно диалектике Достоевского, если нет
Бога, то я Бог"[4]. Все человечество, по теории Раскольникова, подразделяется
на две категории: есть люди, безропотно принимающие любой порядок вещей, - "твари
дрожащие", которые "сохраняют мир и приумножают его численно",
и есть люди, которые способны "сказать в среде новое слово", они "
двигают мир и ведут его к цели".[2] Это "необыкновенные люди",
они "имеют право… разрешить своей совести перешагнуть... через иные препятствия,
и единственно в том случае, если исполнение идеи (иногда спасительной, может
быть, для всего человечества) того потребует".[2] Герой Достоевского находит
историческое обоснование своей позиции: "все, начиная с древнейших, продолжая…
Соломонами, Магометами, Наполеонами и так далее, - все до единого были преступниками,
уже тем одним, что, давая новый закон, тем самым нарушали древний, свято чтимый
обществом и от отцов перешедший, и, уж конечно, не останавливались и перед кровью,
если только кровь ... могла им помочь"[4]. По точному замечанию Разумихина,
идея не нова, но в ней действительно оригинально то, что грех отрицается, а
совесть сохраняется, и получается абсурд - "кровь по совести" (раскол
понятий - раскол души главного героя Раскольникова). Статью свою с изложением
теории Раскольников написал за полгода до встречи со старухой. Примечательно
и то, что жертву свою он выбирает опять же по злому чувству: "Он решил
отнести колечко; разыскав старуху, с первого же
взгляда, еще ничего не зная о ней особенного, почувствовал к ней непреодолимое
отвращение... Странная мысль наклевывалась в его голове, как из яйца цыпленок,
и очень, очень занимала его" (выделено нами - П.Т.)[2].
Итак, появляется помысел. Раскольников принимает его и начинает с ним "собеседовать".
Сначала происходит внутренний диалог, а затем его мысли, его диалог материализуется:
в трактире, куда он зашел после визита к старухе, он слышит разговор студента
и офицера. Идеи, которые вынашивал Раскольников, как мы видим из этого диалога,
носились в воздухе и имели право быть. Незаметно для себя, "собеседуя"
с преступной мыслью, Раскольников оказался лишен свободы: "Порабощенный
своей казуистикой, Раскольников сделался суеверным, он стал примечать, что чья-то
темная таинственная воля завладевает им"[4].
Господь предупреждал Каина:
Если не делаешь доброго, у дверей грех лежит;
он влечет тебя к себе.
Грех, который влечет к себе человека, - дух злобы, "черт".
Раскольников чувствует рядом с собой искусителя: "как будто кто- то подслуживается".
"А старушонку эту черт убил, а не я...",- бормочет герой.
Итак, зло поработило душу, разум и волю Раскольникова. Он во грехе. Однако со
злыми влияниями вступают в борьбу за душу Раскольникова светлые ангельские силы:
"Влекомый к преступлению неведомой властью, истерзанный противоречивой
борьбой с собственной совестью, ... Раскольников возвращался домой после бесцельной,
вернее же, не достигшей своей цели прогулки. Дойдя до Петровского острова, он
остановился в изнеможении, свернул в кусты, пал на траву и тут же заснул"[2].
В этом сне Раскольников видит себя ребенком. Это первый сон- предупреждение.
"Страшный сон снится Раскольникову"... Во сне Родион гуляет с отцом;
отец ведет его, с отцом он защищен и спокоен. Символично время сна - "время
серенькое", то есть не день, не вечер, никакое время, пустота. Дорога,
по которой он гуляет с отцом, идет мимо кладбищенской церкви и кабака. Мальчик
не боится кладбища, могил - там его близкие (умершие бабушка, брат- младенец),
а боится он кабака - там толпа, безобразные страсти, злоба. Раскольникову -
мальчику противно все происходящее у кабака, ему противны люди, на которых креста
нет, люди, которые при жизни мертвы, так как нет у них души. Умирание души при
живом теле - та страшная перспектива, которая ожидает Раскольникова. Он понимает
это, и ребенок (чистое непорочное начало) просыпается в нем, сострадает избитому
толпой животному, мальчик "обхватывает мертвую окровавленную морду"
лошади, "целует ее в глаза, в губы". Раскольников ощутил себя человеком,
неспособным на преступление. Герой чувствует, что само то, что он замыслил -
"подло, гадко, низко", его "от одной только мысли наяву стошнило
и в ужас бросило...". Сон дошел до сердца Раскольникова, впервые за многие
месяцы он почувствовал себя свободным: "Точно нарыв на сердце его ... вдруг
прорвался. Свобода, свобода! Он свободен теперь от этих чар, от колдовства..."[2].
И сердцем умилился, и к Богу воззвал, и после убил. Почему? На наш взгляд, сострадание,
которое главный герой пережил во сне, не сумело победить мысль о том, что он,
Родион Раскольников, имеет право на преступление.
Подслушанный разговор (искушение, испытание воли Раскольникова) о том, что старуха
останется одна, вселяет в героя ужас: "... всем существом своим вдруг почувствовал,
что нет у него ни свободы рассудка, ни воли и что все вдруг решено окончательно"
[2] (выделено нами П.Т.).
Господь предупреждал Каина:
Если не делаешь доброго, у дверей грех лежит;
он влечет тебя к себе.[3]
То есть, существует порог, который нельзя переступать. Озлобленная душа и омраченный
злобой разум не выдержали испытания, так как до того, как Раскольников убил,
он переступил предел нравственный внутри себя.
Вернемся к библейскому сюжету. Что же последовало за преступлением?
И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой?
Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?[3]
Господь знает о свершенном преступлении и все же спрашивает. Зачем? Он желает,
чтобы грешник покаялся, но покаяния не было.
Для Раскольникова призыв к покаянию звучит в событиях его жизни: он получает
извещение - повестку из полицейского участка с требованием явиться. Сколько
мыслей закрутилось в голове Раскольникова, но только две постоянно его мучили:
сознаться в содеянном или скрыть? В полицейском участке он уже готов сознаться:
"Странная мысль пришла ему вдруг: встать сейчас, подойти к Никодиму Фомичу
и рассказать ему все вчерашнее, все до последней подробности, затем пойти вместе
с ним на квартиру и указать им вещи, в углу, в дыре. Позыв был до того силен,
что он уже встал с места, для исполнения"...[2]
Что же последует далее? Ответ дан уже в самом названии романа - НАКАЗАНИЕ. Раскольникова
наказывают не муки совести, а двузначная печать Каина: он, во- первых, защищен
от преследования, во- вторых, отлучен от общества людей.
И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего
от руки твоей. Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать
силы для тебя;
Ты будешь стенающим и трясущимся на земле... И сказал ему Господь: за то всякому,
кто убьет Каина, отмстить всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтоб никто,
встретившись с ним, не убил его. И пошел Каин от лица Господня..."[3]
Для того чтобы понять основные этапы преступления и сущность наказания, мы обратились
к библейскому сюжету о преступлении Каина. История Каина заканчивается тем,
что он основал город и заселил его своими потомками. О дальнейшей судьбе Каина
мы знаем только то, что он не раскаялся... Дальнейшая история Раскольникова
- путь к покаянию.
Выводы работы заключаются в следующем:
- В основе нового "символа веры", который обретает Ф.М.Достоевский,
пройдя путь страданий и испытаний, лежит "народное чувство Христа";
писатель понимает, что атеистическое человечество ждет путь индивидуалистического
самообожествления и, в конечном счете, катастрофа.
- Роман "Преступление и наказание" разворачивает перед нами во всей
своей трагичности картину отречения человека от Бога, от нравственных человеческих
истин.
- Истоки преступления главного героя мы находим в его болезненном мировосприятии,
в его уединении и отрицании правды Божьей.
- В библейском сюжете о Каине и в истории преступления Раскольникова много общего:
отречение от Бога началось с того, что каждый из них огорчился, озлился, стал
искать себя вне Бога: "отторж енный от соборности одинокий человек теряет
веру и впадает в тяжкий грех самообожествления".
- Господь предупреждал Каина об искусителе... Ф.М.Достоевский в романе показывает,
как Раскольников не веруя в божественное предопределение, игнорирует предупреждение,
являющееся ему во сне.
- На Раскольникове лежит двузначная печать Каина: он защищен от преследования
и отлучен от общества людей. В этом главный смысл наказания героя.
Список
используемой литературы:
1. Лебедев Ю.В. Русская литература 19 в.: Вторая половина; 10 кл.;
Учебник для общеобразовательных учреждений. - 5-е издание М.:
Просвещение, 1998.-410 с.
2. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. М.: Просвещение, 1983. -447с.
3. Библия.
4. Егоров В.Н. Ценностные приоритеты Ф.М. Достоевского; Учебное пособие.-
Изд-во "Развитие через образование", 1994.-48с.
5. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского / В кн.: О русских классиках.-
М.: Высшая школа, 1993.-107-223 с.
6. Кулешов В.И. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. М.:
Детская литература, 1979.-205 с.