ОБ АВТОРЕ

"Печать Каина и мотивы преступления Раскольникова"
Аннотация.

Мое исследование посвящено постижению глубинных смыслов романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Путём сопоставления библейских страниц с главами произведения я пришла к выводу, что роман "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского разворачивает перед нами во всей своей трагичности картину отречения человека от Бога, от нравственных человеческих истин, а на Раскольникове лежит "двузначная печать Каина": он защищен от преследования и отлучен от общества людей. В этом главный смысл наказания героя. Это позволяет по- новому посмотреть на проблему преступления и наказания в одноименном романе Достоевского. В качестве методов исследования использовались сравнительный анализ художественных текстов, биографический комментарий, сопоставление различных точек зрения, выявляющих сущность и истоки мотивов преступления главного героя.
Данное исследование позволяет по- новому посмотреть на проблему преступления и наказания в одноименном романе Достоевского . Путём сравнения библейских страниц и глав произведения я попыталась найти истоки преступления Раскольникова и понять, что есть наказание для человека, переступившего через Бога и пришла к выводу, что роман "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского разворачивает перед нами во всей своей трагичности картину отречения человека от Бога, от нравственных человеческих истин, а на Раскольникове лежит "двузначная печать Каина": он защищен от преследования и отлучен от общества людей. В этом главный смысл наказания героя.


Введение.

Новый век порождает новые проблемы. Неоправданные ожидания - одна из них. Мы надеемся увидеть мир светлым и обновленным, но его по-прежнему разрывают противоречия. Старые истины обозначаются резче, рельефнее. Что значит "духовность"? Так ли грешно "самообожествление", и можно ли без уверенности в своей "исключительности" добиться поставленной цели? На эти и многие другие вопросы можно найти ответ в романе Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание", если изучать его путем сопоставления с Библией; именно поэтому это литературное произведение и стало объектом моего исследования.
Предмет исследования - мотивы, побудившие Раскольникова, главного героя романа Ф.М.Достоевского, совершить преступление; о них я узнаю, анализируя речь и поступки персонажа, сопоставляя художественное произведение с другими текстами, привлекая факты биографии, свидетельствующие о мировоззрении писателя.
Цель работы - рассмотреть мотивы преступления Раскольникова в свете библейского сюжета о Каине и Авеле и выявить истоки преступления и смысл наказания человека, переступившего через нравственные истины.
В качестве методов исследования использовались сравнительный анализ художественных текстов, биографический комментарий, сопоставление различных точек зрения, выявляющих сущность и истоки мотивов преступления главного героя произведения.. В процессе работы над данной темой мною были освоены литературоведческие работы, посвященные биографии автора, его почвенническим идеалам, духовным исканиям. Эти знания для меня стали базой для самостоятельных рассуждений и выводов, а Библия послужила убедительным источником доказательств.
В результате исследования я пришла к выводу, что роман "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского разворачивает перед нами во всей своей трагичности картину отречения человека от Бога, от нравственных человеческих истин, а на Раскольникове лежит "двузначная печать Каина": он защищен от преследования и отлучен от общества людей.

Основное содержание.
Достоевский - величайший русский писатель, реалист, чрезвычайно субъективно ставил и решал вопросы о совершенствовании личности, искал, хотя и не без ошибок и противоречий, но искренне, путь спасения народа В напряженном диалоге с современниками Федор Михайлович вырабатывает свой собственный взгляд на задачи русского писателя и общественного деятеля. Он был глубоко убежден, что атеистическое человечество рано или поздно соскользнет на путь индивидуалистического самообожествления, конечной стадией которого является катастрофа[1]. Дабы избежать ее, нужен идеал, в который поверят все. И он есть, по мнению Достоевского, - это Христос. Его добродетель спасет мир. В произведениях писателя изображены поиски человеком выхода из мучительных страданий, поиски лучшего - через обретение веры, Бога.
Роман Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание" многогранен. Писатель заставляет нас задуматься о многих проблемах: истоках и мотивах преступления и наказания, счастье "маленького человека", нравственности и безнравственности и т. д. Одним из важнейших вопросов, освещаемых автором, является значение христианской морали в жизни каждого человека и всего народа. Время, описываемое Достоевским, было временем великих реформ (отмена крепостного права, земское и городское уложение), и поэтому людям в их бурно изменяющемся мире необходимы были четкие духовные ориентиры. Особенно это коснулось молодых, образованных людей, так как они не хотели жить по- старому и пытались найти свой путь к духовной жизни. Именно в этих кругах и начинают распространяться идеи нигилизма, атеизма, против которых и выступал Ф.М. Достоевский. Новые идеи, по мнению писателя, вступают в конфликт с христианскими постулатами, с заповедями, определяющими нравственное поведение человека. Главной проблемой всех произведений Достоевского был человек в его двойственной сущности. Роман "Преступление и наказание", написанный в 1866 году, не является исключением: в центре внимания писателя - процесс отречения человека от Бога, выход его на путь греха и возвращение, путем покаяния, в лоно веры. Одна из задач, по нашему мнению, стоящая перед Достоевским, показать, как человек в преступлении пере - ступает предел самой человеческой природы. Первые страницы романа вырисовывают нам человека раздражительного, напряженного, с болезненным мировосприятием. "Не то чтоб он был труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех..."[2] Роман "Преступление и наказание" начинается с того момента, когда главный герой уже мысленно совершил преступление: топор присмотрел, время рассчитал, петлю пришил для топора, а последний визит к старухе назвал "пробой". Аналогично - с момента, когда герой готов к преступлению, - начинает свою трагедию об "идейном" преступлении Александр Сергеевич Пушкин:
Все говорят: нет правды на земле;
Но правды нет - и выше.
Произнеся свои первые слова, Сальери готов к убийству, он совершил ошибку духовную: он отрицает правду Божью, уверовав в свою. Первое убийство, описание этапов преступления и божественного наказания мы находим в первой книге Библии, и, по нашему мнению, основные этапы преступления главного героя в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" напоминают древний библейский рассказ об убийстве Каином Авеля.
С чего началось преступление Каина?
"Каин сильно огорчился"... (Библия "Бытие". Глава 4).
С чего началось преступление Раскольникова?
" Соня, у меня сердце злое, ты это заметь: этим можно многое объяснить... Я озлился..."
(Ф.М.Достоевский. "Преступление и наказание").
Итак, началось с огорчения, с озлобления. Что же способствовало зарождению этих чувств? Раскольников - умный, гордый, необщительный юноша, полный осознания собственной исключительности. Но личные его тягости, горе его близких (унижения, которым подвергаются его мать и сестра) - это не основная причина его преступления. "Если бы я из-за того убил, что голоден был... то я бы теперь... счастлив был", - говорит Раскольников после преступления. Так что же толкнуло Раскольникова-человека на путь преступления - убийства, в котором он сам боится признаться? Рассказ в Библии начинается с того, что Каин принес дары Богу, которые Бог не принял.
… Каин принес от плодов земли дар Господу.
И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их.
И призрел Господь на Авеля и на дар его;
а на Каина и на дар его не призрел...[3]
А далее огорчение. Почему? И тут же мы находим ответ: "Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица, а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит..."[3] Таким образом, Господь говорит Каину прежде всего следующее: ты огорчился не потому, что Бог не принял твоих даров, если бы ты был добр, то не огорчился бы.А как же Раскольников? Откуда у сострадательного человека (Раскольников во время пожара, ночью, вытащил из одной квартиры, уже загоревшейся, двух маленьких детей) злоба на сердце? В эпилоге романа Достоевский дает ответ на этот вопрос: "...преступник Раскольников, в бытность свою в университете, из последних средств помогал своему бедному и чахоточному товарищу и почти содержал его в продолжение полугода. Когда же тот умер, ходил за оставшимся в живых старым и расслабленным отцом умершего товарища (который содержал и кормил своего отца своими трудами чуть не с тринадцатилетнего возраста), поместил, наконец, этого старика в больницу, и когда тот умер, похоронил его."[2]. Умирают близкие, молодые. Вспомним еще и смерть невесты Раскольникова, молодой девушки, к которой главный герой испытывает неподдельное чувство любви-жалости. Итак, одни беды- испытания подстерегают Раскольникова. Может действительно прав Д.И.Писарев, говоря в одной из своих работ, что "настоящею и единственною причиною" преступления Родиона являются "тяжелые обстоятельства"? [1]
В первой части своей работы мы неслучайно остановились на основных взглядах и на теории христианского социализма Федора Михайловича Достоевского. Писатель был окончательно убежден, что никакая среда, никакие внешние обстоятельства не могут оправдать безнравственного поступка, причина любого преступления только в самом человеке. Вот и Раскольников усомнился в Боге, озлобился, позволил греховным помыслам проникнуть в сердце ("...и поникло лице его"[3] - человек опускает голову к земле, и его лицо- душа поникает, обессиливается), а чувства, как известно, порождают мысли, озлобленные чувства - греховные мысли. В тяжелой, давящей атмосфере Петербурга, под низким потолком нищенской конуры в уме голодного, отчаявшегося человека зародилась чудовищная теория о том, что каждое страдание, каждый грех ведет к историческому прогрессу и всякому развитию. Раскольников, как и Каин, в трудный момент своей жизни выбрал уединение. Одиночество ощущала душа Раскольникова в душном и мрачном Петербурге. Но "не хорошо человеку быть одному".[4] Интересны в этом отношении наблюдения современного исследователя творчества Ф.М.Достоевского В.Н.Егорова: "Смертный грех гордыни, грех утверждения себя вне Бога настигает нас в уединении.... Черт легче всего соблазняет одиночек. Отторженный от соборности, одинокий человек теряет веру и впадает в страшный грех самообожествления, потому что, согласно диалектике Достоевского, если нет Бога, то я Бог"[4]. Все человечество, по теории Раскольникова, подразделяется на две категории: есть люди, безропотно принимающие любой порядок вещей, - "твари дрожащие", которые "сохраняют мир и приумножают его численно", и есть люди, которые способны "сказать в среде новое слово", они " двигают мир и ведут его к цели".[2] Это "необыкновенные люди", они "имеют право… разрешить своей совести перешагнуть... через иные препятствия, и единственно в том случае, если исполнение идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует".[2] Герой Достоевского находит историческое обоснование своей позиции: "все, начиная с древнейших, продолжая… Соломонами, Магометами, Наполеонами и так далее, - все до единого были преступниками, уже тем одним, что, давая новый закон, тем самым нарушали древний, свято чтимый обществом и от отцов перешедший, и, уж конечно, не останавливались и перед кровью, если только кровь ... могла им помочь"[4]. По точному замечанию Разумихина, идея не нова, но в ней действительно оригинально то, что грех отрицается, а совесть сохраняется, и получается абсурд - "кровь по совести" (раскол понятий - раскол души главного героя Раскольникова). Статью свою с изложением теории Раскольников написал за полгода до встречи со старухой. Примечательно и то, что жертву свою он выбирает опять же по злому чувству: "Он решил отнести колечко; разыскав старуху, с первого же
взгляда, еще ничего не зная о ней особенного, почувствовал к ней непреодолимое отвращение... Странная мысль наклевывалась в его голове, как из яйца цыпленок, и очень, очень занимала его" (выделено нами - П.Т.)[2].
Итак, появляется помысел. Раскольников принимает его и начинает с ним "собеседовать". Сначала происходит внутренний диалог, а затем его мысли, его диалог материализуется: в трактире, куда он зашел после визита к старухе, он слышит разговор студента и офицера. Идеи, которые вынашивал Раскольников, как мы видим из этого диалога, носились в воздухе и имели право быть. Незаметно для себя, "собеседуя" с преступной мыслью, Раскольников оказался лишен свободы: "Порабощенный своей казуистикой, Раскольников сделался суеверным, он стал примечать, что чья-то темная таинственная воля завладевает им"[4].
Господь предупреждал Каина:
Если не делаешь доброго, у дверей грех лежит;
он влечет тебя к себе.
Грех, который влечет к себе человека, - дух злобы, "черт".
Раскольников чувствует рядом с собой искусителя: "как будто кто- то подслуживается".
"А старушонку эту черт убил, а не я...",- бормочет герой.
Итак, зло поработило душу, разум и волю Раскольникова. Он во грехе. Однако со злыми влияниями вступают в борьбу за душу Раскольникова светлые ангельские силы: "Влекомый к преступлению неведомой властью, истерзанный противоречивой борьбой с собственной совестью, ... Раскольников возвращался домой после бесцельной, вернее же, не достигшей своей цели прогулки. Дойдя до Петровского острова, он остановился в изнеможении, свернул в кусты, пал на траву и тут же заснул"[2]. В этом сне Раскольников видит себя ребенком. Это первый сон- предупреждение. "Страшный сон снится Раскольникову"... Во сне Родион гуляет с отцом; отец ведет его, с отцом он защищен и спокоен. Символично время сна - "время серенькое", то есть не день, не вечер, никакое время, пустота. Дорога, по которой он гуляет с отцом, идет мимо кладбищенской церкви и кабака. Мальчик не боится кладбища, могил - там его близкие (умершие бабушка, брат- младенец), а боится он кабака - там толпа, безобразные страсти, злоба. Раскольникову - мальчику противно все происходящее у кабака, ему противны люди, на которых креста нет, люди, которые при жизни мертвы, так как нет у них души. Умирание души при живом теле - та страшная перспектива, которая ожидает Раскольникова. Он понимает это, и ребенок (чистое непорочное начало) просыпается в нем, сострадает избитому толпой животному, мальчик "обхватывает мертвую окровавленную морду" лошади, "целует ее в глаза, в губы". Раскольников ощутил себя человеком, неспособным на преступление. Герой чувствует, что само то, что он замыслил - "подло, гадко, низко", его "от одной только мысли наяву стошнило и в ужас бросило...". Сон дошел до сердца Раскольникова, впервые за многие месяцы он почувствовал себя свободным: "Точно нарыв на сердце его ... вдруг прорвался. Свобода, свобода! Он свободен теперь от этих чар, от колдовства..."[2].
И сердцем умилился, и к Богу воззвал, и после убил. Почему? На наш взгляд, сострадание, которое главный герой пережил во сне, не сумело победить мысль о том, что он, Родион Раскольников, имеет право на преступление.
Подслушанный разговор (искушение, испытание воли Раскольникова) о том, что старуха останется одна, вселяет в героя ужас: "... всем существом своим вдруг почувствовал, что нет у него ни свободы рассудка, ни воли и что все вдруг решено окончательно" [2] (выделено нами П.Т.).
Господь предупреждал Каина:
Если не делаешь доброго, у дверей грех лежит;
он влечет тебя к себе.[3]
То есть, существует порог, который нельзя переступать. Озлобленная душа и омраченный злобой разум не выдержали испытания, так как до того, как Раскольников убил, он переступил предел нравственный внутри себя.
Вернемся к библейскому сюжету. Что же последовало за преступлением?
И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой?
Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?[3]
Господь знает о свершенном преступлении и все же спрашивает. Зачем? Он желает, чтобы грешник покаялся, но покаяния не было.
Для Раскольникова призыв к покаянию звучит в событиях его жизни: он получает извещение - повестку из полицейского участка с требованием явиться. Сколько мыслей закрутилось в голове Раскольникова, но только две постоянно его мучили: сознаться в содеянном или скрыть? В полицейском участке он уже готов сознаться: "Странная мысль пришла ему вдруг: встать сейчас, подойти к Никодиму Фомичу и рассказать ему все вчерашнее, все до последней подробности, затем пойти вместе с ним на квартиру и указать им вещи, в углу, в дыре. Позыв был до того силен, что он уже встал с места, для исполнения"...[2]
Что же последует далее? Ответ дан уже в самом названии романа - НАКАЗАНИЕ. Раскольникова наказывают не муки совести, а двузначная печать Каина: он, во- первых, защищен от преследования, во- вторых, отлучен от общества людей.
И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей. Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы для тебя;
Ты будешь стенающим и трясущимся на земле... И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстить всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтоб никто, встретившись с ним, не убил его. И пошел Каин от лица Господня..."[3]
Для того чтобы понять основные этапы преступления и сущность наказания, мы обратились к библейскому сюжету о преступлении Каина. История Каина заканчивается тем, что он основал город и заселил его своими потомками. О дальнейшей судьбе Каина мы знаем только то, что он не раскаялся... Дальнейшая история Раскольникова - путь к покаянию.
Выводы работы заключаются в следующем:
- В основе нового "символа веры", который обретает Ф.М.Достоевский, пройдя путь страданий и испытаний, лежит "народное чувство Христа"; писатель понимает, что атеистическое человечество ждет путь индивидуалистического самообожествления и, в конечном счете, катастрофа.
- Роман "Преступление и наказание" разворачивает перед нами во всей своей трагичности картину отречения человека от Бога, от нравственных человеческих истин.
- Истоки преступления главного героя мы находим в его болезненном мировосприятии, в его уединении и отрицании правды Божьей.
- В библейском сюжете о Каине и в истории преступления Раскольникова много общего: отречение от Бога началось с того, что каждый из них огорчился, озлился, стал искать себя вне Бога: "отторж енный от соборности одинокий человек теряет веру и впадает в тяжкий грех самообожествления".
- Господь предупреждал Каина об искусителе... Ф.М.Достоевский в романе показывает, как Раскольников не веруя в божественное предопределение, игнорирует предупреждение, являющееся ему во сне.
- На Раскольникове лежит двузначная печать Каина: он защищен от преследования и отлучен от общества людей. В этом главный смысл наказания героя.

Список используемой литературы:
1. Лебедев Ю.В. Русская литература 19 в.: Вторая половина; 10 кл.;
Учебник для общеобразовательных учреждений. - 5-е издание М.:
Просвещение, 1998.-410 с.
2. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. М.: Просвещение, 1983. -447с.
3. Библия.
4. Егоров В.Н. Ценностные приоритеты Ф.М. Достоевского; Учебное пособие.-
Изд-во "Развитие через образование", 1994.-48с.
5. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского / В кн.: О русских классиках.-
М.: Высшая школа, 1993.-107-223 с.
6. Кулешов В.И. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. М.:
Детская литература, 1979.-205 с.

ОБ АВТОРЕ

Сайт создан в системе uCoz