Введение.
Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит от исключительно
одарённых людей. Несмотря на то, что самые большие надежды на улучшение условий
жизни и будущее всей планеты связаны именно с творчески мыслящими людьми. В
детстве им, как правило, не дают ''раскрыться'' и проявить свою индивидуальность.
Понятие ''творчество'' определяется как деятельность, в результате которой ребёнок
создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно
находя средства для его воплощения. Сущность творчества в предугадывании результата
правильно поставленного опыта, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой
к действительности. Строя гипотезу, создавая художественный образ, человек попадает
или в тон и такт природе, или берёт фальшивую ноту. Попавшие в тон - преуспевают,
взявшие фальшивую ноту - проваливаются.
Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности - от нахождения неисправности
в моторе или решения головоломки до изобретения новой машины или научного открытия,
но суть одна: при их решении происходит акт творчества, находится новый путь
или создаётся нечто новое.
''И всё, что выходит за пределы рутины и в чём заключается хоть йота нового,
обязано своим происхождением творческому процессу человека'', - Л. С. Выгодский.
Если так понимать творчество, то его можно обнаружить у человека уже в самом
раннем детстве, хотя, конечно, высшее выражение творчества присуще лишь определённой
части людей. Правильное воспитание и заключается в том, чтобы разбудить в ребёнке
то, что в нём есть, помочь этому развиться и направить это развитие в определённую
сторону.
Роль процесса
воображения в творчестве.
Воображение как основа творческого мышления.
Выготский считает, что вся деятельность человека
состоит из двух основных её видов:
1) воспроизводящая, репродуктивная - это деятельности, при которой не создаётся
ничего нового, её основой является более или менее точное повторение того, что
уже было создано.
2) Комбинирующая, творческая - это деятельность, при которой создаются новые
образы и действия.
''Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт,
но есть так же орган, комбинирующий, творчески перерабатывающий и собирающий
из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Эту творческую
деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология
называет воображением или фантазией''. (4, стр. 5).
Творчество не может не присутствовать в области, где оно создавало великие исторические
произведения, оно непременно существует и там, где человек комбинирует, воображает,
создаёт что-либо новое. И поэтому творческий процесс является одним из наиболее
важных условий существования в нашей повседневной жизни.
Воображение - основа творческого процесса. И существует
несколько форм связи воображения с действительностью:
1) Воображение всегда создаётся из пережитых человеком событий, то есть из прежнего
опыта. Следовательно, творческая деятельность воображения зависит от прежнего
опыта человека, и чем разнообразней опыт, тем богаче воображение.
2) Воображение имеет направленность. То есть мы создаём цели и мотивы, которые
преследует деятельность воображения.
3) Воображение имеет эмоциональную связь.
Проследив связь воображения с действительностью, можно перечислить условия необходимые
для начала творческого процесса:
1) Наличие достаточной предварительной информации. Необходимо понять сущность
стоящей задачи, свободно владеть основными понятиями, знать основные характеристики
интересующего вас объекта или явления.
2) Наличие эмоциональной заинтересованности в решении задачи.
3) Наличие сильного и управляемого воображения. Считается, что именно благодаря
игре воображения, фантазии человек оказывается в состоянии расчленить и по-новому
соединить приобретённые и известные ранее данные.
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств, и фантазия входит в состав всех творческих качеств. Именно значительно развитое воображение наряду с такими психологическими особенностями, как оригинальность, независимость, высокая чувствительность к видению проблем, самостоятельность определяют личность подлинно творческую. Развитое воображение позволяет эффективно бороться с так называемой психологической инерцией, т.е. привычкой к шаблонному мышлению (предварительная направленность мышления).
Способность к творчеству.
Сколько вы знаете способов употребления кирпича?
Такие вопросы использовал Дж. Гилфорд для измерения творческих способностей.
Обычно на них отвечают так: ''Для строительства дома, для того, чтобы подпереть
открывающуюся дверь…'' Эти ответы нельзя отнести к творческим. Но вот на Среднем
Западе одна домохозяйка в городке, испытывающем дефицит воды, дала нетрадиционный,
творческий ответ: ''Положить кирпич в сливной бачок в туалете, чтобы сэкономить
воду''. (Кирпич уменьшает объём бачка, следовательно, воды в него нальётся меньше).
Творческая способность - это способность решать проблемы новым и оригинальным
образом.
Психологами было затрачено большое количество времени и сил на выяснение того,
как человек решает необычные, творческие задачи. Однако до сих пор ясного ответа
на вопрос о психологической природе творчества нет.
Что же такое творческое мышление? Одним из первых сформулировать это понятие
попытался Дж. Гилфорд. Он считал, что ''творческость'' мышления связана с доминированием
в нём четырёх особенностей:
" Необходимость, оригинальность высказанных мыслей, стремление к интеллектуальной
новизне. Нахождение собственного, отличного от других решения.
" Способность видеть объект под новым углом зрения, т.е. семантическая
гибкость.
" Способность раскрывать новые, скрытые от наблюдения стороны объекта,
т.е. образная адаптивная гибкость.
" Способность продуцировать разнообразные идеи в неопределённой ситуации,
т.е. спонтанная гибкость (5, стр. 94)
Теперь необходимо рассмотреть связь интеллекта
с творческими способностями.
В ходе тестирования на интеллект и творчество учащихся третьих классов, психологи
Валич и Коган выделили четыре типа соотношений этих двух качеств:
" Высокий интеллект - высокие творческие способности. Интеллектуально развитые
и творчески мыслящие дети выглядят самоуверенными, они популярны среди учащихся
и учителей.
" Высокий интеллект - низкий уровень творческих способностей. Такие дети
пользуются успехом, однако, держатся несколько настороженно.
" Низкий интеллект - высокие творческие способности. Дети с низким интеллектуальным
и в тоже время с хорошо развитым творческим мышлением нерешительны, не уверены
в своих силах.
" Низкий интеллект - слабые творческие способности.
Интеллектуальные способности человека, как правило, страдают от частых неудач,
и боязнь очередной неудачи начинает автоматически возникать при встрече с новой
задачей. Она поражает защитные реакции, которые мешают творческому мышлению,
обычно связанному с риском для собственного ''Я''. В итоге человек теряет веру
в себя, у него накапливаются отрицательные эмоции, которые мешают ему думать.
Чувство успеха для усиления интеллектуальных потенций людей столь же необходимо,
как и ощущение правильности какого-либо движения для его усвоения.
На основе данных, полученных в результате обследований выдающихся людей, Блум
описал модель воспитательных и образовательных приёмов, которые помогли полному
развитию его талантов. Наиболее интересное открытие, которое он сделал в результате
многочисленных интервью с известными музыкантами, математиками, заключается
в весьма активной помощи и поддержке. Он утверждает, что никто из них не добился
бы выдающихся результатов самостоятельно.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что творческая способность имеет прямо
пропорциональную зависимость от мышления и интеллекта человека. А чтобы развить
творческую способность, необходима поддержка, поощрение этих способностей.
Развитие воображения у детей в процессе творческой деятельности.
Творчеству можно и нужно учить всех. Особенно
если эта работа начата в младшем школьном возрасте. Что же это за черты творческой
деятельности, которые необходимо освоить школьникам?
1) творческий процесс предполагает самостоятельный перенос знаний и умений в
новую ситуацию.
2) Видение новой функции уже знакомого объекта.
3) Видение новых проблем в знакомых ситуациях.
4) Видение структуры объекта, подлежащего изучению.
Все эти черты творческой деятельности неразрывно
связаны с воображение, т. к. творческая деятельность предполагает выдвижение
разных подходов, вариантов решения, рассмотрение предмета с разных сторон, умение
придумывать оригинальный необычный способ решения.
Естественно, что ребёнок создаёт субъективно-новое, т. е. новое для него самого,
но это имеет важное общественное значение, потому что в ходе его формируются
способности личности.
В процессе обучения воссоздающее воображение имеет очень большое значение, т.
к. без него невозможно воспринимать и понимать учебный материал. Учение способствует
развитию этого вида воображения. Кроме того, у младшего школьника воображение
всё теснее связывается с его жизненным опытом, причём не остается бесплодным
фантазированием, а постепенно становится побудителем к деятельности. Возникшие
мысли и образы ребёнок стремится воплотить в реальные предметы.
Неспособных к творчеству нет! Есть люди, не стремящиеся к творчеству. Развить
заложенную в каждом ребёнке способность к творчеству, воспитать у него качества,
необходимые для того, чтобы в различных видах деятельности он мог преуспевать
и как исполнитель и как творец, как этого требует реальная жизнь, - значит воспитывать
поколение, которое будет преодолевать инертность форм и методов работы.
Экспериментальные исследования.
Задачи исследования:
1) Развитие воображения младшего школьника на основе учебных и творческих задач.
2) Доказать зависимость развития воображения от воспитания и обучения.
Для практического подтверждения этих задач, мы
использовали уроки изобразительного искусства в начальных класса, т. к. изобразительная
деятельность детей является активным упражнением ребёнка в развитии процесса
воображения.
В нашем эксперименте принимали участие 21 учащийся 2 "Б" класса гимназии
№ 89, Автозаводского района города Тольятти.
Возраст детей, входящих в экспериментальную группы - 8-9 лет. И них 12 девочек
и 9 мальчиков.
Методика исследования:
Первый этап: контрольный эксперимент на выявление оригинальности решения задач
на воображение (детей просят дорисовать каждую фигуру так, чтобы получилась
какая-нибудь картинка).
С помощью таких заданий можно вывести степень
оригинальности, необычности изображения. А детей можно соотнести к таким типам,
как:
1. Нулевой тип. К этому типу относятся ребята, которые ещё не принимают задачу
на построение образа воображения с использованием заданного элемента, т. е.
ребёнок не дорисовывает что-то своё, а рисует рядом что-либо;
2. Первый тип. Ребята этого типа дорисовывают фигуру, но изображение у них получается
контурное, схематичное, лишённое деталей;
3. Второй тип. К нему можно отнести детей, которые изображают отдельный объект,
но с разнообразными деталями, т. е. рисуя дерево, они не только дорисовывают
к стволу ветки, но так же рисуют на ветках листья и плоды.
4. Третий тип. Здесь ребята, изображая объект, включают его в какой-нибудь воображаемый
сюжет.
5. Четвёртый тип. Дети изображают несколько объектов по воображаемому сюжету.
6. Пятый тип. Дети изображают фигуру качественно по-новому, теперь фигура включается
как один из второстепенных элементов.
Из проведённого исследования можно сделать следующий вывод: воображение у младшего
школьника носит подражательный характер. Ребёнок в своих вымыслах и играх старается
воспроизвести то, что он видел или слышал, повторить то, что наблюдал. Поэтому
воображение носит репродуктивный (воспроизводящий) характер. Для развития воображения
необходимо несколько создание ряда условий. Нужен показ способов творческой
деятельности.
Второй этап: предлагаются некоторые учебные и
творческие задачи и упражнения для формирования у ребёнка творческого воображения.
В течение четырёх месяцев проводились художественно - творческие занятия. Где
дети учились одухотворять живую и неживую природу, вставать на место другого,
быть в чьей-то роли, быть оригинальными в выборе сюжета, фантазировать.
Анализ исследования:
В процессе формирования у детей воображения мы помогали им свободно придумывать
и фантазировать, раскрывать суть творческой деятельности, учили их не следовать
готовым образцам и шаблонам, а искать как можно больше своих оригинальных решений,
направлять своё воображение на поиск нового. На этом этапе мы стремились помочь
ребёнку довести задуманное до конца. А также научить его не просто фантазировать,
а реализовать свои замыслы, пусть в небольших, но в собственных рисунках, аппликациях,
историях. Для этого мы включили в работу совместную деятельности всех ребят
и учителя.
На первом этапе ребята были нерешительными, бросали работу не доделывая, спонтанно
рисовали, поэтому главным на втором этапе нашей работы являлось развитие продуктивного
воображения.
В процессе наших занятий с помощью обучения у детей начал накапливаться опыт
в игре, рисовании, конструировании. Многие ребята уже самостоятельно начали
находить сюжеты и темы для своих рисунков.
Просматривая рисунки детей можно видеть, что у большинства изменился подход
к выполнению задания, если раньше почти все боялись фантазировать, рисовали
первое, что придёт в голову, то после проведённой работы у многих обнаруживается
творческий подход.
После всех проведённых занятий с детьми экспериментальной группы мы провели тестирование, при котором, так же как и на первом этапе, им было предложено задание на выяснение оригинальности решения задач.
Третий этап: выяснение, как изменились способности
детей к творчеству (детям предлагалось несколько шаблонов фигур, с помощью которых
они должны придумать нечто новое, перевернув или что-либо к ним дорисовав).
Анализ результатов:
Уровень творческого воображения у большинства детей поднялся, уменьшился разброс
ребят на неспособных на выдумку и творческих.
Во время эксперимента дети стали более свободно относиться к заданиям, они с
лёгкостью выбирали положения фигурки, которое подходило для решения их творческого
плана.
После проведённого отбора рисунков мы заметили, что самый высокий уровень оригинальности
был у детей, которые выполняли задачи способом ''включения'', где они использовали
эталон по-новому: если до сих пор эталон выступал как основная часть картинки,
то теперь он становится второстепенной деталью объекта.
Действительно оказалось, что после обучения оригинальность выполнения задания
у детей возросла. До наших занятий, способность к направленной работе воображения,
творчества была в классе неоднородной, были большие отличия между способными
творчески мыслить детьми (их было всего двое) и остальными, дававшими не очень
оригинальные ответы. После обучения разброс учеников уменьшился. Произошёл этот
сдвиг за счёт улучшения способа выполнения задания и оригинальности детей с
небольшим творческим потенциалом, а ''творческие'' дети показали по-прежнему
высокие результаты, иногда чуть лучше прежних. При этом в классе не оказалось
ни одного ребёнка с нулевым воображением.
Развивать воображение у ребёнка нужно как можно раньше, желательно с раннего
возраста. Самое главное, что нужно для фантазии ребёнка - умение составить оригинальный
замысел своего произведения, основанный на собственных представлениях, которые
помогут отталкиваться от реальности, а так же умение развернуть и до конца довести
этот замысел, предать ему законченный характер.
Выводы.
1. Наши исследования подтвердили гипотезу о том,
что воображение развивается не только благодаря каким-то индивидуальным способностям
ребёнка, а при большой направленной работе учителя - наставника.
2. Чтобы процесс воображения превратился в разумную творческую деятельность,
педагогу необходимо ставить перед детьми цель и помогать самостоятельно её достичь.
Тогда ребёнок получает ту идею, которая соединяет все выдуманные картинки, эпизоды,
рассказы во что-то единое.
3. Прежде всего ребёнку необходимо дать средства той деятельности, которой он
начинает заниматься.
4. Необходимо в каждый урок вносить момент игры. Ведь именно в игре делаются
первые шаги к творческой деятельности.
5. Чтобы вызвать у ребёнка активно к новому, желание думать и открыть это новое,
нужно разбудить в ребёнке интерес, для этого необходимо возникновение положительных
эмоций.
6. Для развития воображения необходимо обогащение опыта ребёнка, насыщение его
новыми знаниями и сведениями об окружающем мире.
Используемая литература.
1. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 2. Москва:
''Просвещение'', 1992 г. стр. 336 - 454.
2. Галин А. Л. "Личность и творчество". Новосибирск, 1989 г. стр.
64 - 102
3. ''Искусство в жизни детей''. Москва: ''Просвещение'', 1991 г. стр. 32 - 95
4. Коршунов Л. С. ''Воображение и его роль в познании''. Москва: ''Просвещение'',
1979 г.