Материал для Координационного совета Минобразования

Заседание 14.02.2003 Вопрос 2

 

 

Цели, содержание и организация

эксперимента по предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов основной школы

 

 

 

материалы для обсуждения
1.
Эксперимент по предпрофильной подготовке

и этапы введения профильного обучения

 

В соответствии с “Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования” [1] и Распоряжением Минобразования России "Об утверждении плана-графика введения профильного обучения на старшей  ступени общего образования" [2] , с 2005/06 учебного года должен начаться широкий переход на профильное обучение в старших классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации, чему будет предшествовать, с 2004/05 учебного года –   введение в школах предпрофильной подготовки в 9-х классах. Соответственно, в 2003/04 учебном году пройдет эксперимент, в котором должны быть отработаны различные варианты предпрофильной подготовки.

 

Годы

Сент. 2003

Сент. 2004

Сент. 2005

Этапы

Эксперимент по предпрофильной подготовке

Завершающий год эксперимента по профильной подготовке

Начало перехода на профильное обучение

 

 

 

2. Базовая модель предпрофильной подготовки

 

Предпрофильная подготовка может реализовываться в различных вариантах. Вместе с тем представляется целесообразным кратко описать некую ее базовую, исходную модель, в которой были бы отражены возможные объемы и основные составляющие предпрофильной подготовки.

Исходя из анализа действующих учебных планов (БУП-98 и экспериментальные учебные планы) [3] , базовый объем предпрофильной подготовки следует определить примерно в 100 часов. Точнее – 102 часа, если считать 3 учебных часа в среднем на 34 учебных недели в году.

Из имеющихся 100 часов рекомендуется большую часть времени – ориентировочно, 2/3, т.е. 2 часа в неделю -  отводить на специально организованные, краткосрочные (от месяца до  полугодия) курсы по выбору. Предполагается, что содержание, форма организации этих курсов будут ориентированы не только на расширение знаний ученика по тому или иному предмету (образовательной области), а прежде всего на организацию занятий, способствующих самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе.

1/3 объема предпрофильной подготовки, суммарно примерно 30-35 часов за год, предлагается отводить на информационную работу (знакомство с местными учреждениями возможного продолжения образования после 9-го класса, изучение особенностей их образовательных программ, условий приема, посещение дней открытых дверей и др., - не менее половины этого времени), а также на мероприятия профориентационного характера и на психолого-педагогическую диагностику, анкетирование и консультирование 9-классников.

Сказанное можно обобщить в виде следующей простой схемы:

 

Предпрофильная подготовка = ~ 100 часов

 

Курсы по выбору

 

 

70 часов

 

Информационная работа

 

 

15 часов

 

Профконсультирование, профориентационная работа

 

15 часов

 

 

 

 

3. Новая форма итоговой аттестации 9-классников

 

Важным нововведением, следующим из Концепции профильного обучения, становится упорядочение (и перевод на более объективную, справедливую и прозрачную для общества основу) вопросов приема в профильные школы и классы. Это потребует изменения форм итоговой аттестации выпускников основной ступени, перехода к “внешней”, проводимой муниципальными экзаменационными комиссиями, процедуре проведения выпускных экзаменов 9-классников, взамен сегодняшней внутришкольной формы итоговой аттестации.

Особенно актуальным это явится в отношении поступления в школы (а также в учреждения системы начального и среднего профессионального образования), пользующиеся повышенным интересом у населения, запрос на которых нередко значительно превышает реальные возможности школы по объему приема старшеклассников. По сути, тем самым будет введена в легальные и объективные рамки широко распространенная ныне практика неупорядоченного конкурсного приема в старшие профильные классы и школы [4] .

Из всего вышесказанного вытекает, что переход на профильное обучение в старшей школе явится серьезной институциональной трансформацией для системы общего образования, фактически для каждой городской или районной образовательной сети. Реальность и значимость наступающих изменений будет довольно быстро осознаваться школьниками и их родителями. Во многом от правильного выбора профиля будет серьезно зависеть дальнейшая судьба старшеклассников, в частности – мера их подготовленности к успешной сдаче единых государственных экзаменов и перспективы на продолжение образования после школы.

Соответственно, особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки 9-классников – как комплексной их подготовки к жизненно важному выбору. Уже в 9-ом классе основной школы ученик должен будет получить информацию о возможных путях продолжения образования, - причем совершенно конкретно, в отношении территориально доступных ему образовательных учреждений, - оценить свои силы  и принять ответственное решение.

Важно понимать, что если раньше выпускник основной школы совершал выбор между обучением в 10-ом классе “в своей школе” и системой профессионального образования (поступление в гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением ряда предметов не носили массового характера), то теперь, по окончанию основной школы нормой становятся и переходы из школы в школу. Готовность к “академической мобильности” у выпускников 9-ых классов должна существенно повыситься.

 

 

4. Цели, содержание и организация эксперимента по предпрофильной подготовке

 

Цели эксперимента – разработка, апробация и сравнение различных вариантов:

·         предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов (подготовка к выбору профиля и места обучения в 10-ом классе);

·         новых форм итоговой аттестации за основную школу;

·         постепенной реструктуризации муниципальной образовательной сети в связи с подготовкой перехода на профильное обучение (старшее звено общего образования).

 

Экспериментальный регион – субъект РФ, который входит в эксперимент своими муниципальными экспериментальными площадками. В эксперимент планируется включить следующие регионы:

Владимирская обл.,

Калининградская обл.,

Краснодарский край.

Московская обл.,

Новгородская обл.,

Псковская обл.,

Смоленская обл.,

Республика Татарстан,

Самарская обл.

Челябинская обл.

В каждом из экспериментальных регионов в проект входят, как правило, 2 муниципальные экспериментальные площадки.

 

Муниципальная образовательная сеть - основной тип экспериментальной площадки (базовая “экспериментальная единица”, “экспериментальная территория”).

В каждой экспериментальной площадке (муниципальной)  в эксперименте участвуют:

(а) школы, уже имеющие на старшей ступени фактически профильное обучение (лицеи,  гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов);

(б) школы, в которых в ближайшей перспективе планируется начинать профильное обучение (открывать профильные классы, превращать школу в однопрофильную и проч.); отметим, что для ближайшей перспективы введения профильного обучения именно эти школы становятся опорными, ибо главное в эксперименте будет (начиная непосредственно с 2004 г.) собственно отработка механизмов перехода  “обычной” школы на работу в режиме профильного обучения;

(в) школы, в отношении которых пока нет реальных планов профилирования, но которые своими контингентами выпускников 9-х классов будут в значительной мере формировать старшие классы школ категорий (а) и (б), а также контингенты учреждений НПО/СПО.  С учетом этого обстоятельства, численность школ и классов, участвующих в работах по предпрофильной подготовке, может оказаться значительно выше, чем численность школ и классов существующего и планируемого профильного обучения (собственно “профильных школ” и “профильных классов”).

В экспериментальные муниципальные образовательные сети могут  и в ряде случаев должны войти:

- учреждения начального и среднего профессионального образования, на которых также должна происходить информационная и ориентационная работа среди 9-классников;

- межшкольные учебные комбинаты (МУК, УПК), на базе которых, в частности, могут реализовываться отдельные составляющие предпрофильной подготовки.

 

 

 

Что должно происходить на экспериментальной площадке

 

·                     Определение совокупности ОУ, в которых будет вестись предпрофильная подготовка 9-классников (общеобразовательные школы, а также, межшкольные учебные комбинаты и некоторые ОУ начального/среднего и высшего профессионального образования, привлекаемые к проведению мероприятий по предпрофильной подготовке).

·                     Предварительное проектирование сети профильного обучения (на 2004/05 уч. год) – профильные школы, классы, группы.

·                     Отработка различных моделей предпрофильной подготовки (различные варианты конструирования учебного плана 9-х классов, организация курсов и модулей по выбору для 9-классников, апробация их методического обеспечения, различные формы внешкольной предпрофильной ориентации).

·                     Организация информационной работы для общеобразовательных учреждений, населения. Получение и обобщение обратной связи, учет выявленных ориентаций обучающихся (в том числе и за счет возможных социологических опросов) в целях оптимизации проектируемой сети профильного обучения.

·                     Создание муниципальных экзаменационных комиссий по проведению итоговой аттестации выпускников 9-х классов (на экзаменационную сессию июня 2004 г.). Проведение экзаменов за основную школу в новой форме, на основе единых федеральных экзаменационных заданий.

·                     Отработка системы интегральной накопительной оценки и вариантов построения образовательного рейтинга выпускников основной школы. Отработка различных вариантов формирования учащихся контингентов старших (10-11) классов на 2004-05 уч.г. (для профильных и непрофильных школ и классов).

·                     Отработка различных звеньев оптимизации взаимодействия образовательных учреждений в рамках сетевой формы (по типу взаимоотношений “школа-школа”, “школа-техникум”, “школа-ПТУ”, “школа-УПК”, “школа-вуз” и др.), включая академические, организационные, экономические аспекты взаимодействия.

·                     Отработка моделей реализации дистанционного образования в процессах предпрофильной и профильной подготовки.

 

Важно подчеркнуть, что в ходе и в целях эксперимента должны сформироваться экспериментальные площадки (муниципальные образовательные сети) различных типов. Иными словами, эти площадки не должны быть однотипными и не должны просто нарастать в своей численности умножением на количество экспериментальных регионов.

 

 

Задачи работы муниципальной экспериментальной площадки

 

Муниципальная экспериментальная площадка (далее – площадка):

·                     утверждает перечни школ всех трех вышеназванных категорий (существующие профильные; планируемые профильные, как однопрофильные, так и многопрофильные; непрофильные, но участвующие, своими 9-классниками, в эксперименте по предпрофильной подготовке);

·                     определяет ответственного за эксперимент в каждой школе (непосредственно директор школы, либо его заместитель и т.д.);

·                     определяет ответственного за эксперимент на муниципальной площадке в целом;

·                     на основе списка действующих профильных школ и классов и “школ-кандидатов”, (реально готовящихся к переходу на профильное обучение) составляет планируемую  структуру профильного обучения в территории (на уровне плана-прогноза 2004 г.); этот пункт крайне важен, см. заключение;

·                     определяет форму организации и работы муниципальной экзаменационной комиссии по итоговой аттестации выпускников 9-х классов (на экзаменационную сессию 2004 г.).

На основе данных Рекомендаций площадка составляет программу и план экспериментальной работы на год.

 

 

Курсы по выбору в составе предпрофильной подготовки

 

При разработке и организации курсов по выбору в составе предпрофильной подготовки 9-классников следует с самого начала иметь в виду следующее:

 

·                     Набор предлагаемых курсов должен  носить вариативный характер, их количество должно быть “избыточным” (то есть у ученика должна быть возможность реального выбора). Набор курсов по выбору (их “ассортимент”) в школе желательно наметить в конце 8-го класса, на основе соответствующего анкетирования и опросов учащихся, собеседований с ними т.п. [5] .

·                     Необходимо создать такие условия в организации учебного процесса, который позволяли бы ученику менять наполнение индивидуального учебного плана курсами по выбору как минимум два раза за учебный год.

·                     Содержание курсов предпрофильной подготовки должно включать не только информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и знакомить учеников со способами деятельности, необходимыми  для успешного освоения программы  того или иного профиля.

·                     В целях формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю через освоение новых аспектов содержания и более сложных способов деятельности, содержание курсов предпрофильной подготовки может включать оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы (например - история права, журналистика, элементы математической статистики, различного рода практикумы и т.д.).

 

Курсы предпрофильной подготовки  можно разделить на  следующие два основных вида:

 

А) Предметно ориентированные (пробные)

 

Задачи курсов данного типа:

 

Б) Межпредметные (ориентационные) курсы

 

Задачи курсов данного типа:

 

Таким образом, данные курсы имеют характер и направленность, аналогичные элективным курсам в системе профильного обучения 10-11-х классов.

 

 

 

Информационная работа как компонент предпрофильной подготовки

 

Предпрофильная подготовка должна начинаться со спланированных действий по информированию учащихся и их семей об образовательных возможностях территориально доступной им муниципальной образовательной сети. Школьники и их родители должны получить сведения о различных учреждениях   общего, профессионального и дополнительного образования, где ребята смогут продолжить образование после основной школы. Целесообразно проведение школьных и межшкольных олимпиад, дней открытых дверей, издание информационных материалов, знакомящих школьников со спецификой требований и особенностями профильного обучения в различных учреждениях.

Очень желательно, чтобы каждое муниципальное образование (город, район) составило в этих целях уже к началу учебного года [6] свою “образовательную карту”, издав ее в форме буклета, и распространило  последний среди 9-классников.

Руководителям школ, муниципальных управлений образования, в рамках настоящего эксперимента,  следует предусмотреть осуществление ряда заранее спланированных мероприятий, направленных на решение сформулированных задач. По существу, информационная работа здесь должна стать “содержательным путешествием” ребят по образовательной карте территории, для чего необходимо спланировать соответствующий маршрут, формы, даты, достичь конкретных договоренностей о времени и форме ознакомительных мероприятий с руководителями образовательных учреждений (профильных школ и лицеев– на будущий, 2004-05 уч.г., - техникумов и др.). Часть времени, вероятно несколько часов в целом, следует будет предусмотреть на внутришкольную (урочную или лекционно-семинарскую) составляющую информационной работы, когда необходимо будет отвечать на вопросы учащихся, обобщать получаемую ими информацию и проч.

Из сказанного с необходимостью следует, что в муниципальном органе управления образования должен появиться специалист, строящий всю подобную работу в территории и отвечающий за нее [7] , равно как и в школе должен будет появиться педагог, отвечающий за эту работу (вероятно – кто-то из заместителей директора, например по экспериментальной или воспитательной работе, либо педагог дополнительного образования, либо уполномоченный на то школьный психолог и т.д.).

В рамках планируемого эксперимента стоит задача уточнения перечня проблем информационного характера, которые необходимо решать системе образования, определения наиболее оптимальных и легко тиражируемых моделей их решения.  

 

 

Заключение

 

В заключение следует особо подчеркнуть, что предпрофильная подготовка для конкретных учеников должна выступать не столько абстрактной формой их подготовки к выбору “профиля вообще” (или формировать некую крайне широкую “способность выбора у ребенка”),  сколько средством подготовки, помощью к выбору профиля и конкретного места получения полного среднего образования в следующем учебном году.

В этой связи, уже в самом начале сентября 2003 г. по муниципальной школьной сети, на классных (школьных) ученических и родительских собраниях должно быть объявлено 9-классникам и их родителям примерно следующее:

 

“В нашем городе (районе) начинается эксперимент, суть которого в том, что после окончания этого учебного года вы, 9-классники, сможете начать обучаться в профильных классах и школах нашего муниципалитета.

Эти школы следующие:

во-первых, как и раньше, вы сможете попробовать поступить в уже существующий наш лицей Х (профиль такой-то) и в две гимназии Y и Z (профили такие-то);

во-вторых, школа № А станет профильной экономической, школы №№ В и С станут естественно-математическими, школы №№ D и Е станут гуманитарными;

в-третьих, в школах № F и G будут открыты классы по информационно-технологическому профилю, на базе школы H будут открыты такие-то специальности технологического профиля (и т.д., например, что еще в каких-то школах будут открыты языковые классы, биологические, группы медицинского профиля и проч.);

в-четвертых, после 9-го класса имеется возможность поступать в ПТУ и техникумы, которые ведут подготовку по таким-то специальностям, в таких-то формах и т.д.

Конечно, вы можете после окончания 9-го класса не переходить на какой-либо профиль. В городе остаются универсальные (непрофильные) школы и классы, и в любом случае вы сможете получить полноценное среднее образование, закончить 11-летку – если вы еще не определились с профилем или вам не удастся поступить на желаемый профиль.

Соответственно, вся структура профильного обучения муниципальной школьной сети должна быть четко описана в соответствующем буклете (брошюре).

с)  кроме того, по окончании 9-го класса вы будете сдавать экзамены по новой системе; а именно, сдавать вы их будете не в своей школе и принимать экзамены у вас будут не учителя вашей школы, но сдавать их будете в Муниципальной (городской, районной) экзаменационной комиссии. Вы должны будете сдавать экзамены следующие: два обязательных (русский язык и математика) и два по выбору. При поступлении в профильные школы и классы – если число желающих поступить туда ребят будет больше числа мест – приниматься во внимание будут результаты экзаменов по тем предметам, которые соответствуют избранному профилю. Конкретно, для профиля Х – это экзамены А и В; для профиля Y – это экзамены C и D и т.д.

Помимо результатов экзаменов, в расчет будут приниматься и ваши индивидуальные достижения, ваш “образовательный портфолио”, а именно успехи на районных и городских, областных олимпиадах, различных официальных конкурсах, сертификаты из учреждений дополнительного образования и т.д.

d) В связи со всем вышесказанным, в течение наступившего учебного года с вами будет проводиться такая-то работа” (далее следует конкретное развернутое описание предлагаемой модели предпрофильной подготовки).

 

Практическим школьным работникам и управленцам ясно, что для оглашения родителям подобного объявления в сентябре 2003 года, уже сейчас, весной-летом, должна быть проделана очень большая подготовительная работа.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ)

 

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

 

 

04.02.2003                                           Москва                                               № 106-13

 

 

 

Об утверждении плана работы Департамента общего образования
по организации эксперимента по предпрофильному обучению
в основной школе (9 класс)

 

 

 

            В соответствии с Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Минобразования России от 18 июля 2002 г. № 2783, и в целях координации мероприятий по организации эксперимента по предпрофильному обучению на основной ступени общего образования (9 класс) в 2003/2004 учебном году:

            1. Утвердить план работы Департамента общего образования по организации эксперимента по предпрофильному обучению в основной школе (9 класс) (приложение).

            2. Департаменту общего образования (А.В. Баранникову) организовать выполнение мероприятий, включенных в план.

            3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

 

 

 

 

 

 

 

Первый заместитель

Министра                                                                                                                  В.А. Болотов

 

 


Приложение к распоряжению
Минобразования России

от 04.02.2003 № 106-13

 

План работы

 

Департамента общего образования
по организации эксперимента по предпрофильному обучению
в основной школе (9 класс)

 

 

Мероприятие

Срок

Ответственные

 

1.

Утверждение концептуальных подходов к организации и содержанию эксперимента по введению предпрофильного обучения и критериев отбора экспериментальных площадок

10 февраля

2003 г.

Департамент общего образования (Водянский А.М., Иванова С.В.), Государственный университет - Высшая школа экономики

2

Утверждение перечня субъектов Российской Федерации, участвующих в эксперименте по введению предпрофильного обучения

20 февраля 2003 г.

Департамент общего образования (Иванова С.В.), Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования (Колисниченко И.И.)

3.

Создание специального сайта по предпрофильному обучению

Март 2003 г.

Департамент общего образования (Иванова С.В.), Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования (Колисниченко И.И.)

4.

Утверждение перечня общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте

Март 2003 г.

Департамент общего образования (Иванова С.В.), Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования (Колисниченко И.И.)

 

 

 

5.

Подготовка рекомендаций по использованию действующего БУПа основной школы при организации предпрофильного обучения в 9 классе

Март

2003 г.

Департамент общего образования (Водянский А.М., Иванова С.В.)

Государственный университет - Высшая школа экономики

6.

Подготовка рекомендаций по организации и содержанию предпрофильной подготовки в 9 классе

Март

2003 г.

Департамент общего образования (Водянский А.М.),

Государственный университет - Высшая школа экономики

            7.

Подготовка и проведение семинаров по предпрофильному обучению:

 

-расширенное совещание рабочей группы

 

 

 

Январь

2003 г.

Департамент общего образования (Водянский А.М., Иванова С.В.),

Государственный университет - Высшая школа экономики,

Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования (Колисниченко И.И.)

-установочный семинар с региональными координаторами эксперимента

27-28

февраля

2003 г.

-семинар с представителями (руководителями) экспериментальных общеобразовательных учреждений

Март

2003 г.

8.

Рассмотрение на совместном заседании Федерального координационного совета по общему образованию Минобразования России и президиума РАО вопроса об организации эксперимента по предпрпофильному обучению

Март

2003 г.

Департамент общего образования (Баранников А.В.), Российская академия образования

9.

Начало эксперимента по предпрофильному обучению на основной ступени общего образования (9 классе)

Сентябрь

2003 г.

 

 


Лист согласования
к распоряжению Минобразования России от _______ № ________
“Об утверждении плана работы Департамента общего образования
по организации эксперимента по предпрофильному обучению
в основной школе (9 класс)”

 

 

Проект вносит:

 

Департамент общего образования

                                                                                                          А.В. Баранников

 

Исполнитель

 

                                                                                                          В.В. Абатурова

 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ)

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

 

30.09.2002                                           Москва                                             № 970-13

 

 

 

 

 

 

 

 

Об утверждении плана – графика  введения профильного

обучения  на старшей ступени общего образования

 

 

            С целью реализации Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, подготовленной в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной  распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-р:

 

            1. Утвердить план-график введения профильного обучения на старшей ступени общего образования, доработанный по замечаниям и предложениям, поступившим в процессе его обсуждения в  субъектах Российской Федерации (приложение ).

            2. Рабочей группе по введению профильного обучения организовать выполнение  мероприятий, включенных в план-график.

3.       Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

 

 

 

Первый заместитель Министра                                                                                В.А.Болотов   

 

 

 

 

 


Приложение

к распоряжению

Минобразования России

от 30.09.02 № 970-13

План-график

введения профильного обучения на старшей ступени общего образования

 

Пояснительная записка

При  планировании комплекса мероприятий по введению профильного обучения учитывалось решение Федерального координационного совета по общему образованию о том, что с 2005-06 уч.г. должен начаться широкий переход на профильное обучение в старших классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации и, соответственно, с 2004-05 уч.г. – введение предпрофильной подготовки в 9-х классах.

Содержательной основой учебных программ профильного обучения должен стать двухуровневый государственный стандарт общего образования, разрабатываемый  в настоящее время на базовом и профильном уровнях (для  старшей ступени).

Для начала перехода на профильного обучения в указанные сроки необходимо реализовать следующую систему действий: анализ существующей учебной литературы и подготовка рекомендаций по работе с действующими учебниками; разработка и утверждение нового базисного и примерных учебных планов,  примерных учебных программ; объявление конкурса на создание новых учебников для профильного обучения; подготовка всего комплекса нормативной документации; разработка рекомендаций по организации предпрофильного обучения в 9-х классах и апробации модели профильного обучения в 10-11 кл.; повышение квалификации, и переподготовка работников системы общего образования (в первую очередь, учителей, а также директоров школ и их заместителей).

Органам управления образованием субъектов Российской Федерации будет предложено, на основе рекомендаций Минобразования России, разработать и принять  собственные региональные программы введения профильного обучения, учитывающие специфику региона.

 

Содержание мероприятий

Сроки

Исполнители

 

1.

Разработка комплекса мер по повышению квалификации и переподготовке работников образования для системы профильного обучения

 

4 кв.

2002

-2 кв.

2003

Академия повышения квалификации и переподготовки работников

образования

2.

Подготовка рекомендаций по организации предпрофильного обучения в выпускном классе основной школы

1 кв.

2003

Департамент общего образования

Российская академия образования

3.

Разработка модели профильной общеобразовательной подготовки в системе начального и среднего профессионального образования

4 кв.

2002-

1кв.

2003

Управление начального профессионального образования.

Управление среднего профессионального образования

4.

Разработка и утверждение примерного учебного плана для экспериментальных школ, осуществляющих профильное обучение

2 кв.

2003

Департамент общего образования

Российская академия образования

5.

Составление примерных учебных программ по базовым и профильным учебным предметам старшей ступени общего образования

2 кв.

2003

Департамент общего образования

Российская академия образования

6.

Анализ действующих учебников и разработка методических рекомендаций по их использованию в условиях профильного обучения

2 кв.

2003

Департамент общего образования

Российская академия образования

7.

Объявление конкурса на создание базовых и профильных учебников нового поколения для использования в условиях профильного обучения

2 кв.

2003

Департамент общего образования

Российская академия образования

 

8.

 

 

Разработка рекомендаций по апробации модели профильного обучения в 10-11 классах и по предпрофильной подготовке в 9-х классах для общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования 

2 кв.

2003

Департамент общего образования

Российская академия образования

9.

Подготовка рекомендаций органам управления образованием по формированию региональных программ перехода на профильное обучение

2 кв.

2003

Департамент общего образования

Российская академия образования

 

10.

Утверждение документации по новой системе итоговой аттестации выпускников 9-х классов и по приему в старшие профильные классы (для экспериментальных школ)

2 кв.

2003

Департамент общего образования

11.

Разработка рекомендаций и нормативной документации для сетевой организации профильного обучения (в том числе в сельских районах)

3 кв.

2003

Департамент общего образования

Российская академия образования

12.

Экспериментальная проверка  в пилотных регионах различных моделей перехода на профильную общеобразовательную подготовку в учреждениях начального и среднего профессионального образования

С сентября

2003

Управление начального профессионального образования

Управление среднего профессионального образования

13.

Внесение изменений в стандарт высшего педагогического образования с учетом введения профильного обучения и специализаций по профильному обучению на старших курсах высших педагогических учебных заведений

4 кв.

2003

Департамент общего образования

Учебно - методичесие объединения по педагогическому образованию

14.

 

Подготовка предложений в Правительство Российской Федерации об изменении оплаты труда работников образования, работающих в системе профильного обучения

2 кв.

2004

Департамент общего образования

Управление экономики

15.

Утверждение нового базисного учебного плана для 10-11 классов профильного обучения

1 кв. 2004

Департамент общего образования

Российская академия образования

16.

Подготовка рекомендаций по содержанию и организации профильного обучения в учреждениях начального и среднего профессионального образования

1 кв.

2004

Управление начального профессионального образования.

Управление среднего профессионального

образования

17.

Разработка рекомендаций и методического обеспечения по реализации концепции профильного обучения в сельской, в том числе малокомплектной  школе (а также для сельских “ресурсных центров”, обеспечивающих профильную и допрофессиональную подготовку выпускников)

2 кв.

2004

Департамент общего образования

Российская академия образования

18.

Разработка модулей  общеобразовательной подготовки с профильным обучением для общеобразовательных учреждений профессионального образования  по профилям начального и среднего профессионального образования

2 кв.

2004

Управление начального профессионального образования.

Управление среднего профессионального

образования

19.

Подготовка предложений в Правительство Российской Федерации о внесении необходимых изменений в Типовое положение об общеобразовательном учреждении

1 кв.

2004

Департамент общего образования

Управление правового обеспечения

20.

Начало перехода на предпрофильное обучение в 9-х классах

С сентября

2004

Департамент общего образования

21.

Подведение итогов эксперимента по организации профильного обучения в общеобразовательных учреждениях в 2003-2005 годах и корректировка нормативных документов.

2 кв.

2005

Департамент

общего образования

Российская академия образования

 

22.

Начало широкого перехода на профильное обучение в общеобразовательных учреждениях

С сентября

2005

Департамент общего образования

 

 

 



[1] Концепция утверждена Приказом Минобразования России №2783 от 18.07.2002.

[2] Распоряжение от 30.09.2002, № 970-13.

[3] БУП-98 выбран как основной, поскольку он содержит меньший объем школьного компонента по сравнению с экспериментальными базисными учебными (так называемые БУП-1, БУП-2 и БУП-3), утвержденными для широкомасштабного эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Использование школой одного из экспериментальных учебных планов дает несколько большие резервы для предпрофильной подготовки.

[4] При этом безусловным остается требования законодательства (федеральный закон “Об образовании”, ст. 16, п. 1) о том, что все граждане, проживающие на данной территории (муниципальное образование) и имеющие право на получение полного среднего образования, должны иметь возможность реализации этого права; ответственность за создание условий по реализации данного права лежит на учредителе (для школ, как правило, это органы местного самоуправления), который, должен  устанавливать соответствующие правила приема во всю сеть подведомственных себе  учреждений, реализующих программы полного среднего образования.  Однако очевидно, что гарантированная законом возможность получения полного среднего образования (в том числе, в универсальной непрофильной старшей школе, либо в учреждениях начального и среднего специального образования, реализующих программы полного среднего общего образования) – не есть синоним безоговорочного права на неограниченную запись всех желающих в конкретную профильную школу.

[5] Для эксперимента 2003-04 уч. года это означает, что соответствующее выстраивание структуры курсов по выбору в экспериментальных школах должно произойти уже весной 2003 года.

[6] В отношении эксперимента, обсуждаемого в данных Рекомендациях, – к сентябрю 2003 г.

[7] Для планируемого эксперимента таким лицом, вероятно, станет муниципальный координатор эксперимента.

 

 

Сайт создан в системе uCoz