Методические рекомендации:

«Организация  проблемного урока

в процессе обучения биологии»

 

 

СТРУКТУРУ ПРОБЛЕМНОГО УРОКА

МОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ СХЕМОЙ:

1.вариант

1. Возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы

 

2. Использование известных способов решения.

 

3. Расширение области поиска новых способов решения, нахождение нового принципа действия.

 

4. Реализация найденного принципа.

5. Проверка правильности решения.

(по М.М. Махмутову)

2.вариант

1. Постановка учебной проблемы

 
 

 


(постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного)

 

 

2. Поиск решения

 
 

 

 


(осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и ее проверки)

 

3. Выражение решения

 
 

 

 


(применение знаний для решения конкретных  задач и выражение «новых» знаний научным языком)

 

4. Творческое применение «открытых» знаний.

 
 

 

 


(по Е.Л. Мельниковой)

 

Существует несколько критериев, позволяющих оценить работу учащихся на таком уроке:

  1. Самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию.
  2. Самостоятельное усмотрение проблемы в привычной, и не знакомой ситуации.
  3. Видение новой функции знакомого объекта, орган, явления.
  4. Способность выделять в объекте, процессе, явлении его структурные ли функциональные компоненты.
  5. Самостоятельное предложение альтернатив, вариантов решения проблемы, разных способов поиска ответа.
  6. Успешное комбинирование ранее известных способов решения проблемы для выработки нового, до сих пор не применявшегося.

 

Полностью данные схемы, основанные на психолого-педагогических закономерностях обучения, можно использовать  на уроках посвященных изучению нового материала. На комбинированных уроках, уроках-практикумах, обобщающих можно  применять отдельные элементы.

Данная структура урока в наибольшей степени развивает навыки самостоятельной работы, обеспечивает повышение познавательной и социальной мотивации учащихся, формирует умения применять ранее усвоенные знания в новой ситуации, творчески их преобразовывать, способствует развитию интеллектуальных способностей школьников.

 

Рассмотрим этапы проблемного урока более подробно.

 

Постановка учебной проблемы.

 

Проблемная задача помогает учащимся осознать цели учебной деятельности, что, в свою очередь, влияет на формирование её положительных мотивов.

Учебная проблема реализуется в двух основных формах: как тема урока и как не совпадающий с темой вопрос, ответом на который будет новое знание.

К учебной проблеме можно повести учащихся следующим способом: создать проблемную ситуацию, или использовать мотивирующие  приемы.

 

Проблемная ситуация может предшествовать определению темы на уроке изучения нового материала, различным этапам комбинированного урока, практическим заданиям, повторению и обобщению знаний. При создании проблемных ситуаций,  необходимо учитывать возрастные особенности школьников. Так, например, в среднем звене создается ситуация, вызывающая у ребят удивление, в старшем - вызывающие затруднение,   в основе которого лежит единственное противоречие – между необходимостью выполнить задание и невозможностью это сделать.

 

Для выхода из проблемной ситуации необходимо вести  с учащимися побуждающий диалог – стимулирующие вопросы, позволяющие ученикам осознать противоречие проблемной ситуации и сформулировать учебную проблему.

 

 

Поиск решения учебной проблемы.

 

На этом этапе используются методы, которые, являются наиболее оптимальными в решении учебной проблемы. Это проблемное изложение, эвристический и исследовательский методы.

 

Метод проблемного изложения универсален, используются его как в среднем, так и в старшем звене на уроках изучения нового материала, обобщающих лекциях. Обозначив проблемную ситуацию, раскрывается учащимся логика движения к её решению, показываются противоречия и источники их возникновения, аргументируется каждый шаг к решению проблемы.

 

Эвристическая беседа. Это система логически взаимосвязанных вопросов учителя и ответов учащихся. Конечной целью такой беседы является решение целостной проблемы или ее части. Поэтому значительная часть вопросов  в беседе должна представлять собой маленькие подзадачи на пути к решению основной проблемы беседы. Материал, отбираемый для беседы должен быть  насыщенным и увлекательным. Очень важный момент при ведении эвристической беседы – осуществление перехода от коллективного обсуждения проблемы к индивидуальному выступлению конкретного учащегося.

Таким образом, эвристическая беседа облегчает процесс творческой деятельности, способствует непроизвольному формированию памяти, то есть ученики способны не только воспроизводить формулировки понятий, но и анализировать и преобразовывать их, а также удовлетворяет потребность личности в желании общаться, быть причастным к решению задач, работе всего коллектива.

 

Самым высоким уровнем познавательной самостоятельности учащихся является  исследовательский метод решения учебной проблемы. Его используют при организации лабораторно-практических занятиях, обобщающих уроках в старших классах, когда учащиеся имеют достойную теоретическую базу и определенный уровень мировоззрения, что позволяет им поставить задачу и найти ее решение.

Наиболее эффективной формой организации учебной деятельности учащихся при решении исследовательских задач является групповая работа. Она обеспечивает индивидуальное развитие каждого учащегося, формирование межличностного интеллекта, а это в первую очередь означает высокое развитие коммуникативных способностей. Самой интересной формой групповой деятельности является мозговой штурм. Во время этой работы ученики тренируются кратко и четко выражать свои мысли, учатся слышать и слушать друг друга.

 

Таким образом, использование различных методов решения учебной проблемы позволяет в работе с учащимися решить следующие задачи: обеспечить освоение учениками творческой деятельности – выполнение исследований, проведение экспертиз, составление прогнозов, разработку проектов, что формирует теоретическое мышление и технологическую культуру учащихся, создаёт условия для самовыражения, признания, самоутверждения каждого ученика как личности.

 

Выражение решения.

 

В ходе решения учебной проблемы учащиеся открывают «новые» знания. Для их выражения научным языком используются различные продуктивные задания. Например, формулирование теоретических понятий. Можно предложить  учащимся проблемы с целью усвоения методов их решения или задания по формулированию проблем на основе практических ситуаций.

 

Алгоритм формулировки теоретического понятия.

1.      Прочтите внимательно текст с описанием изучаемого объекта.

2.      Выпишите общие признаки этого объекта.

3.      Выделите из этих признаков частные данного объекта.

4.      Составьте определение теоретического понятия.

5.      Установите место этого понятия в системе общебиологических знаний.

6.      Предложите свои варианты новых элементов, которые можно включить в содержание данного понятия.

 

Процесс усвоения понятий можно считать успешным, если ученик:

а) дает правильное определение понятия, воспроизводя его по памяти;

б) приводит примеры, иллюстрирующие данное понятие;

в) демонстрирует знание всех элементов данного понятия;

г) видит место понятия в общей системе знаний по конкретной теме;

д) способен применять усвоенные знания в известной ситуации, а также переносить их в новые условия.

 

Другая форма продуктивных заданий – формулирование вопросов для взаимопроверки. Такую работу проводят  в парах или в группах  как постоянного, так и переменного состава. Постепенно ученики перекидывают мостики от изучаемого материала к пройденному, устанавливают причинно-следственные связи. Такая организация воспроизведения знаний с использованием индивидуального подхода, приемов развития саморегуляции, самоконтроля, самооценки способствует формированию способностей к рефлексивному мышлению, а в целом, развитию внутри личностного интеллекта.

 

Творческое применение «открытых» знаний.

 

Реализация этого этапа возможна в результате составления учениками опорного сигнала или художественного образа.

Опорный сигнал – это образ, выражающий знание в предельно-абстрактном, концентрированном виде. Его можно выполнить либо в классе, работая в группе или паре, либо в качестве домашнего задания индивидуально. Разновидности сигнала могут быть разные: символ, схема, таблица, опорные слова. Составление опорных сигналов способствует развитию наглядно-образного мышления, позволяет учащимся представить значительный по объему материал в оригинальной форме, помогает развивать такие приемы умственных действий, как классификация, сравнение, анализ и синтез.

 

Создание художественного образа используется как в среднем звене, так и в старшем звене. Это задание не является обязательным для всех учеников. Оценивание происходит через совместное обсуждение. Главное, чтобы художественный образ передавал основное содержание изученного материала. Формы могут быть различны: загадка, стихотворение, сказка, литературная поэма, написание сценария, инсценировка и т.п.

Таким образом, творческое воспроизведение знаний способствует развитию памяти и внимания, созданию развивающего психологического климата класса, когда ученики открыто, непринужденно общаются, проявляют способность войти в положение другого, оценить не личность, а проанализировать факты.

 

 

При применении проблемного подхода на уроках биологии возникают определенные трудности, о которых должен не забывать учитель:

1.                         Проблемное обучение требует большего количества времени, чем обычное изложение материала.

2.                         Школьники  должны обладать определенной биологической эрудицией, поскольку отсутствие знаний не позволит им успешно обсуждать поставленную проблему.

3.                         От учителя требуется отличное знание предмета, а также гибкость и оперативность в работе на уроке.

Сайт создан в системе uCoz