Анализ

 организации и проведения 1 этапа предпрофильной подготовки учащихся

9 класса МОУ гимназии № 89

 

Актуальность: Проблема выбора  профессии является одной  из главной в жизни каждого человека. По причине незнания правил выбора профессии, ситуации на рынке труда, отсутствие практического опыта в профессиональной деятельности, около 40% молодых людей по статистике  выбирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, убеждениям. Это влечет за собой разочарование, пополняются ряды неудачников в жизни. Особо значимой является проблема приобретения учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности и собственных возможностях, проблема формирования умения включаться в общественно производительный труд и социальные отношения трудового коллектива. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего учащихся выступает как неотъемлемая часть образовательного процесса.

Анализ: Для решения данной проблемы в 2002 году МО РФ была принята Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащихся основной ступени, является введение предпрофильной подготовки, цель которой оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, создание условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению.

Для реализации данной цели в 1 четверти 2003\2004 учебного года был реализован 1 этап предпрофильной подготовки учащихся 9 класса. В рамках данного этапа предпрофильной подготовки были реализованы следующие программы:

  1. Социальным педагогом гимназии Пукемовой Н.Ю. была апробирована программа профориентационного курса «Я выбираю профессию». С целью отслеживания уровня обученности учащихся по данной программе 30.10.03г. была проведена итоговая контрольная, результаты которой показали, что лишь 50% учащихся 9 класса успешно ее усвоили:

Балл

5

4

3

2

% уч-ся

4,5

45,5

41

9

 Данные результаты говорят о недостаточном, внесистемном уровне преподавания данного профориентационного курса. Основными западающими темами являются:

А. Классификация профессий по Климову.

Б. Личный профплан.

В. Многообразие мира профессии.

  1. С целью оказания учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения психологом гимназии  Сорокиной Н.Б. был успешно реализован 1 этап программы организации и проведения психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки уч-ся 9 класса основной школы в рамках эксперимента. Деятельность психолога в рамках данной программы можно рассматривать по 3 направлениям:

-         Диагностирование;

-         Проф. консультирование, информирование о структуре проф. плана;

-         Корректирование личного проф. плана уч-ся.

В сентябре-октябре, 2003 года был проведен пропедевтический этап диагностирования с целью выявления предварительной ориентировки учащихся в интересах и склонностях к определенным видам деятельности (см. заключение психолога), который показал, что у 85% диагностируемых уч-ся 9 класса не сформированы или имеют поверхностный уровень их познавательные и профориентационные интересы.

Таким образом, результаты диагностики показывают, что в гимназии отсутствует психолого-педагогическая система поддержки учащихся в выборе профиля обучения.

3.     С целью эффективного проведения 1 этапа предпрофильной подготовки уч-ся 9 класса классным руководителем 9 кл. (Пукемова Н.Ю.) и психологом гимназии было организовано профориентационное просвещение:

А. встречи уч-ся 9 классов с представителями различных профессий и сотрудниками городского Центра занятости.

Б. познавательная экскурсия на городскую Ярмарку учебных заведений города.

В. команда уч-ся 9 классов стала победителем отборочного тура экономических имитационных игр ТАУ.

Деловая профориентационная игра «проектировка модели идеального учебного заведения2, организованная по технологии метода проекта. Участниками данной игры стали не только уч-ся 9 класса и педагоги гимназии, но и уч-ся старшей ступени обучения, главный бухгалтер гимназии, студенты ТГУ, администрация гимназии.

Данные мероприятия способствовали развитию познавательного и профессионального интереса  учащихся, о чем свидетельствуют результаты анкетирования уч-ся: 87% уч-ся 9 класса отмечают их положительную практическую направленность, значимость в принятии решения о выборе профиля обучения.

         Итоговым результатом 1 этапа можно считать презентацию уч-ся 9 класса буклетов и рефератов по теме «Моя профессия», где 86% уч-ся успешно отразили личный проф. план.

 

Выводы:

1.      На основании полученных результатов признать удовлетворительной организацию и проведение 1 этапа предпрофильной подготовки уч-ся 9 класса гимназии по модели самодостаточной школы.

2.       Отметить эффективную работу психолога гимназии (Сорокиной Н.Б.) по реализации городской программы психолого-педагогической поддержки предпрофильной подготовки уч-ся 9 классов.

3.      Указать руководителю профориентационного курса «В мире профессий» Пукемовой Н.Ю. на низкий уровень преподавания. При организации проектной деятельности уч-ся 9 класса по теме «Профессии родителей глазами детей» устранить пробелы в знаниях уч-ся по указанным темам.

4.      Учителям- предметникам на уроках уделять внимание формированию представлений уч-ся о значимости школьного предмета в той или иной профессиональной деятельности.

5.      Классному руководителю 9 класса (Пукемовой Н.Ю.)

 Активизировать работу по вовлечению родителей в предпрофильную подготовку уч-ся через родительские собрания, совместные классные часы и проектную деятельность по теме «Профессии родителей глазами детей».

 

 

Зам. директора по МР                                 Бражникова Т.С.

 

Сайт создан в системе uCoz