Предпрофильная программа курса

 "Дизайнеры – творцы прекрасного"

для учащихся 9 класса

Автор-составитель:

Михайлова Е.А., учитель ИЗО 1 первой категории

МОУ гимназии № 89

 

Научный руководитель:

Землякова Г.М., кандидат педагогических наук,

доцент, преподаватель кафедры «рисунок и живопись» ТГУ

 

г. Тольятти – 2004г

 

Пояснительная записка.

 

Цель данного профильного курса – оказание теоретической и практической помощи в профессиональном самоопределении ученикам, проявляющим интерес к профессиям: художника, архитектора, дизайнера.

Известно, что среди учащихся все большую популярность приобретают художественно-дизайнерские и технические виды деятельности, неотъемлемой частью которых является творческий труд. Занятия художественного конструирования, проектной деятельностью формируют дизайнерское мышление  учащихся, вооружают их техническими и эстетическими знания, развивают художественные, конструкторские и трудовые умения и навыки. Это ведет к психологической и практической подготовке к труду, к выбору профессии.

С целью стимулирования деятельности юных дизайнеров в данной программе предлагается серия занятий, на которых учащиеся знакомятся с образцами народного творчества, творчества  художников-дизайнеров, архитекторов, получают знания, которые определяют их дальнейшую творческую направленность (по художественному конструированию, техническому рисунку, графике, живописи, коллористике, композиции, представления о материалах, о взаимосвязи материалов и конструкций).

Эти знания являются основой для дальнейших формообразований, творческих разработок, работ над различными творческими проектами.

Важной частью подготовки к дизайнерской деятельности является развитие способности к комбинаторике – умение комбинировать готовые формы, с целью получения качественно новых форм. В предлагаемом цикле занятий отведено место и комбинаторной деятельности.

Также наряду с выполнением рисунков, составлением различных композиций из простых геометрических и объемных фигур и природных форм школьники учатся проводить обмеры оборудования, знакомятся с правилами композиции, выполняют эскизы, осваивают понятия – пространство, объем, тон, фактура, поверхность, материал, масштаб и т.д.

Разработанные занятия предусматривают беседы по истории естествознания и техники, архитектуры и декоративного искусства, об истоках дизайна, о художественных промыслах, о современных материалах, применяемы в промышленности, строительстве, в транспортной и бытовой технике, о художественно-специфический особенностях конструкторов различной техники.

Важно, чтобы творческий процесс имел конкретное завершение, которое заключается в том, что эскизы после обсуждения и утверждения всей группы учащихся выполнялись в масштабе с учетом всех замечаний, данных во время обсуждения. Все работы учащихся должны быть представлены на отчетной выставке  на итоговом занятии.

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Общий объем курса - 12 часов. 

 

Раздел программы

Количество часов

№ занятия

1.

 Лаборатория дизайна

4 часа

 

2.

Разновидность дизайнерской деятельности

5 часов

 

3.

Итоговое занятие: выполнение творческого проекта

«МОДЕЛЬ»

3 часа

 

 

Учебно-тематическое планирование

 

 

Тема

Количество часов

Форма контроля

 

ВСЕГО

В том числе на практическую деятельность

 

Раздел1: Лаборатория дизайна

4часа

 

 

Тема1: Введение в профессию «Дизайнер»

 1 час

1 час

 

Тема2: История дизайна

1 час

 

 

Тема 3: Технический рисунок и живопись

1 час

 

 

Тема 4: Линия, пятно, фактура

1 час

1 час

тестирование

Раздел 2: Разновидность дизайнерской деятельности

 5 часов

 

 

Тема 1: Промышленный дизайн

1 час

1 час

Отзыв об экскурсии

Тема 2: Графический дизайн

1 час

1 час

Разработка и изготовление эскиза именной визитки

Тема 3: Дизайн интерьера

1 часа

 

 

Тема 4: Дизайн одежды

1 час

1 час

Написание рецензии, отзыва о проекте «Сувенирные куклы»

Тема 5: Ландшафтный дизайн

1 час

1 час

Защита проекта эскизов ландшафтного дизайна

Итоговое занятие: выполнение творческого проекта «МОДЕЛЬ»

3 часа

3 часа

Презентация творческого проекта

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

 

Раздел I.

Лаборатория дизайна.

1.1 Введение в профессию «Дизайнер»

  Особенности профессии «Дизайнер», личностные качества дизайнера: творчество, стремление к преображению действительности, устремленность, всесторонняя осведомленность, грамотность, коммуникативность.

Сведения о технических и высших учебных заведениях,  предлагающих обучение по этой профессии.

Форма проведения: дебаты

 

1.2 История дизайна.

Традиции крестьянского дизайна, декоративное искусство. Творческое наследие Уильяма Моррисса.

Татлин – один из основоположников советской школы дизайнеров.

Башня Татлина – памятник интернационалу. Техническая эстетика.

Материал, функция, формы, качество.

Форма проведения: заочное путешествие по музеям искусства (использование ресурсов Internet)

 

1.3  Технический рисунок и живопись.

Понятие о техническом рисунке. Виды рисунков.

Технический рисунок – проектная графика. Общий вид, цветовое решение. Конструктивная разработка. Выполнение различных фактур с использованием различных инструментов.

 

1.4 Линия , пятно ,  фактура.

1)     Плоскостная композиция в двух измерениях – высоте и ширине. Прием трансформации геометрических форм качественных по тону пятен и четкости линий. Комбинаторика форм.

2)     Рельефная композиция на плоскости. Выполнение рельефа на плоскости, используя графические приемы (точка, линия, пятно, точка и т д.) в трех измерениях – глубине, высоте, ширине (барельеф, горельеф,  контррельеф)

3)     Построить развитую объемно-пространственную структуру (3 измерения – высота, ширина, глубина или толщина). Пространство – условно.

4)     Изобразить пространство используя на выбор:

-         линейной перспективе

-         воздушной перспективе

-         в  обратной перспективе

-         в зеркальном отражении

Форма проведения: лабораторное занятие (практикум)

 

 

Раздел II.

Разновидности дизайнерской деятельности.

1.1  Промышленный дизайн

1)        Проектирование предметов культурно-бытового назначения  (посуда, обувь, кожгалантерея, электроприборы, радиоаппаратура, мебель и т.д.)

2)        Транспорт (электромобиль, автобус, автомобиль, грузовой транспорт, трактор, сеялки, плуги, спортивный транспорт).

3)        Дизайн предметно-пространственной среды (павильоны остановок, торговые палатки, рекламные тумбы,  светофоры, телефонные будки, освещение улиц, доски печати и наглядная агитация, мебель для улиц, цветочницы, игровые площадки и т.д.)

Форма проведения: экскурсия в музей ВАЗа.

 

 

1.2 Графический дизайн.

1)   Плакат (политический и экспозиционный, рекламные вывески).

2)   Упаковка (упаковка изделий, этикетаж, фирменный знак, эмблема, буклет, почтовые наборы, упаковка кондитерских изделий, фантики и т.д.)

3)   Знаки визуальной коммуникации (для жилых и общественных зданий, парков, транспорта).

Форма проведение: разработка дизайна плакатной продукции (именной визитки) совместно со студентами факультета «дизайн» ТГУ

 

1.3 Дизайн интерьера.

Индивидуальный жилой дом, общественные здания.

Интерьер квартиры – традиции.

Интерьер квартиры – новаторство.

Общественный интерьер – торговое и общественное пространство.

Общественный интерьер – пространство для отдыха и развлечений.

Форма проведения: экскурсия в детский сад «Бусинка».

 

1.4 Дизайн одежды.

История костюма. Традиции. Эпохи. Современный крой. Новые тенденции. Цвет, линия – силуэт. Аксессуары, обувь.

Форма проведения: просмотр и обсуждение  защиты проекта «Сувенирные куклы»

 

1.5 Ландшафтный дизайн.

Дизайн местности. Приемы ландшафтного дизайна. Понятия: пространство, тон, фактура, структура, объемно-конструктивное построение формы, пластическая моделировка форм.

Форма проведения: разработка эскизов    ландшафтного дизайна: школьный двор, обновление внешних стен школьного здания, сад, парк и др.

 

 

Раздел III.

 Выполнение творческого проекта «МОДЕЛЬ».

 

1)    Выбор направления проекта

2)    Разработка проектной графики на планшете (картон) обтянутой ватманской бумагой (550*550 или 550*800)

Общий вид, цветовое решение, конструктивная разработка.

3)    Изготовление макетов (300*300*300 мм).

Выбор материала (проектная графика, рабочий макет)

Бумага, картон, ткань, металл, дерево, стекло, керамика и т. д.

Соответствие конструкции формы и конструкции представленного изделия с учетом эргономических требований. 

4)    Презентация групповых проектов. Обсуждение.

 

 

Литература:

1.      Майкл Грейс «Дизайн». Изд. Фалькин 1996г.

2.      Долгоматов В. «Традиции крестьянского дизайна – декоративное искусство». №9; 1979 стр.39.

3.      Казаринова В. «О красоте предметов». Москва 1967г.

4.      Ле Корбюзье «Архитектура XX века»; Москва, Прогресс 1970г.

5.      Журнал «Декоративное искусство»

6.      Щичанкова Э.Г. «У истоков дизайна» – Москва, Наука 1977г.

7.      Гозако А. «Альвар Аалто»- Москва, Стройиздат, 1976г.

8.      Сомов Г.Ю. «Художественное конструирование промышленных изделий»-Москва, Машиностроение 1967г.

9.      Бегенау З.Г. «Функция, форма, качество»-Москва, Мир 1969г.

10.  Дижур А.Л. «Фирменный стиль»- Обзор, Москва 1970г.

11.  Черневич Е.В. «Язык графического дизайна: материалы и методы художественного конструирования»- Москва 1975г.

12.  Фриминг Г. и Ауэр К. «Человек. Цвет. Пространство»-Москва, Стройиздат 1973г.

13.  Хилл П. « Наука и искусство проектирования»- Москва, Мир 1973г.

14.  Хомянский Л.М. и Шипанов А.С. «Дизайн» – Москва Просвещение 1985г.

15.  Журнал «Табурет»

16.  Журнал «Интерьер + дизайн»

17.  Журнал «Техническая эстетика» 1974 – 1985 г.  г.г.

 

 

Сайт создан в системе uCoz