Предпрофильная программа курса
"Дизайнеры – творцы прекрасного"
для учащихся 9 класса
Автор-составитель:
Михайлова
Е.А., учитель ИЗО 1 первой категории
МОУ
гимназии № 89
Научный
руководитель:
Землякова Г.М., кандидат педагогических
наук,
доцент,
преподаватель кафедры «рисунок и живопись» ТГУ
г. Тольятти –
2004г
Пояснительная
записка.
Цель данного профильного курса – оказание теоретической и практической помощи в профессиональном
самоопределении ученикам, проявляющим интерес к профессиям: художника, архитектора,
дизайнера.
Известно, что
среди учащихся все большую популярность приобретают художественно-дизайнерские
и технические виды деятельности, неотъемлемой частью которых является творческий
труд. Занятия художественного конструирования, проектной деятельностью формируют
дизайнерское мышление учащихся, вооружают
их техническими и эстетическими знания, развивают
художественные, конструкторские и трудовые умения и навыки. Это ведет к психологической
и практической подготовке к труду, к выбору профессии.
С целью стимулирования
деятельности юных дизайнеров в данной программе предлагается серия занятий,
на которых учащиеся знакомятся с образцами народного творчества, творчества
художников-дизайнеров, архитекторов, получают знания, которые определяют
их дальнейшую творческую направленность (по художественному конструированию,
техническому рисунку, графике, живописи, коллористике,
композиции, представления о материалах, о взаимосвязи материалов и конструкций).
Эти знания являются
основой для дальнейших формообразований, творческих разработок, работ над
различными творческими проектами.
Важной частью
подготовки к дизайнерской деятельности является развитие способности к комбинаторике
– умение комбинировать готовые формы, с целью получения качественно новых
форм. В предлагаемом цикле занятий отведено место и комбинаторной деятельности.
Также наряду с
выполнением рисунков, составлением различных композиций из простых геометрических
и объемных фигур и природных форм школьники учатся проводить обмеры оборудования,
знакомятся с правилами композиции, выполняют эскизы, осваивают понятия – пространство,
объем, тон, фактура, поверхность, материал, масштаб и т.д.
Разработанные занятия предусматривают
беседы по истории естествознания и техники, архитектуры и декоративного искусства,
об истоках дизайна, о художественных промыслах, о современных материалах,
применяемы в промышленности, строительстве, в транспортной и бытовой технике,
о художественно-специфический особенностях конструкторов
различной техники.
Важно, чтобы творческий
процесс имел конкретное завершение, которое заключается в том, что эскизы
после обсуждения и утверждения всей группы учащихся выполнялись в масштабе
с учетом всех замечаний, данных во время обсуждения. Все работы учащихся должны
быть представлены на отчетной выставке на итоговом занятии.
СОДЕРЖАНИЕ
Общий объем курса - 12 часов.
№ |
Раздел
программы |
Количество
часов № занятия |
1. |
Лаборатория дизайна |
4 часа |
2. |
Разновидность
дизайнерской деятельности |
5 часов |
3. |
Итоговое
занятие: выполнение творческого проекта «МОДЕЛЬ» |
3 часа |
Учебно-тематическое
планирование
Тема |
Количество часов |
Форма контроля |
|
|
ВСЕГО |
В том числе на практическую деятельность |
|
Раздел1: Лаборатория
дизайна |
4часа |
|
|
Тема1: Введение
в профессию «Дизайнер» |
1 час |
1 час |
|
Тема2: История
дизайна |
1 час |
|
|
Тема 3: Технический рисунок и живопись |
1 час |
|
|
Тема 4: Линия, пятно, фактура |
1 час |
1 час |
тестирование |
Раздел
2: Разновидность дизайнерской деятельности |
5 часов |
|
|
Тема
1: Промышленный дизайн |
1 час |
1 час |
Отзыв об экскурсии |
Тема 2: Графический дизайн |
1 час |
1 час |
Разработка и изготовление эскиза именной
визитки |
Тема 3: Дизайн интерьера |
1 часа |
|
|
Тема 4: Дизайн одежды |
1 час |
1 час |
Написание рецензии, отзыва о проекте
«Сувенирные куклы» |
Тема 5: Ландшафтный дизайн |
1 час |
1 час |
Защита проекта эскизов ландшафтного
дизайна |
Итоговое занятие: выполнение творческого проекта «МОДЕЛЬ» |
3 часа |
3 часа |
Презентация творческого проекта |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел I.
Лаборатория дизайна.
1.1 Введение в профессию «Дизайнер»
Особенности профессии «Дизайнер»,
личностные качества дизайнера: творчество, стремление к преображению действительности,
устремленность, всесторонняя осведомленность, грамотность, коммуникативность.
Сведения о технических
и высших учебных заведениях, предлагающих
обучение по этой профессии.
1.2 История дизайна.
Традиции крестьянского
дизайна, декоративное искусство. Творческое наследие Уильяма Моррисса.
Татлин – один из основоположников советской школы дизайнеров.
Башня Татлина – памятник интернационалу. Техническая эстетика.
Материал, функция,
формы, качество.
Форма проведения:
заочное путешествие по музеям искусства (использование ресурсов Internet)
1.3 Технический рисунок и живопись.
Понятие о техническом рисунке.
Виды рисунков.
Технический рисунок
– проектная графика. Общий вид, цветовое решение. Конструктивная разработка.
Выполнение различных фактур с использованием различных инструментов.
1.4 Линия , пятно , фактура.
1)
Плоскостная композиция в двух измерениях – высоте и ширине.
Прием трансформации геометрических форм качественных по тону пятен и четкости
линий. Комбинаторика форм.
2)
Рельефная композиция на плоскости. Выполнение
рельефа на плоскости, используя графические приемы (точка, линия, пятно, точка
и т д.) в трех измерениях – глубине, высоте, ширине (барельеф, горельеф, контррельеф)
3)
Построить развитую объемно-пространственную структуру (3
измерения – высота, ширина, глубина или толщина). Пространство – условно.
4)
Изобразить пространство используя
на выбор:
-
линейной перспективе
-
воздушной перспективе
-
в обратной перспективе
-
в зеркальном отражении
Раздел II.
Разновидности дизайнерской деятельности.
1)
Проектирование предметов культурно-бытового
назначения (посуда, обувь, кожгалантерея,
электроприборы, радиоаппаратура, мебель и т.д.)
2)
Транспорт (электромобиль, автобус,
автомобиль, грузовой транспорт, трактор, сеялки, плуги, спортивный транспорт).
3)
Дизайн предметно-пространственной
среды (павильоны остановок, торговые палатки, рекламные тумбы,
светофоры, телефонные будки, освещение улиц, доски печати и наглядная
агитация, мебель для улиц, цветочницы, игровые площадки и т.д.)
Форма проведения:
экскурсия в музей ВАЗа.
1.2 Графический дизайн.
1)
Плакат (политический и экспозиционный, рекламные вывески).
2)
Упаковка (упаковка изделий, этикетаж,
фирменный знак, эмблема, буклет, почтовые наборы, упаковка кондитерских изделий,
фантики и т.д.)
3)
Знаки визуальной коммуникации (для жилых и общественных зданий,
парков, транспорта).
Форма проведение: разработка дизайна
плакатной продукции (именной визитки) совместно со студентами факультета «дизайн»
ТГУ
1.3 Дизайн интерьера.
Индивидуальный жилой дом, общественные
здания.
Интерьер квартиры
– традиции.
Интерьер квартиры
– новаторство.
Общественный интерьер
– торговое и общественное пространство.
Общественный интерьер
– пространство для отдыха и развлечений.
Форма проведения:
экскурсия в детский сад «Бусинка».
1.4 Дизайн одежды.
История костюма. Традиции. Эпохи.
Современный крой. Новые тенденции. Цвет, линия – силуэт. Аксессуары, обувь.
Форма проведения:
просмотр и обсуждение защиты проекта
«Сувенирные куклы»
1.5 Ландшафтный
дизайн.
Дизайн местности. Приемы ландшафтного
дизайна. Понятия: пространство, тон, фактура, структура,
объемно-конструктивное построение формы, пластическая моделировка форм.
Форма проведения: разработка эскизов
ландшафтного дизайна: школьный двор, обновление внешних стен школьного
здания, сад, парк и др.
Раздел
III.
Выполнение
творческого проекта «МОДЕЛЬ».
1)
Выбор направления проекта
2)
Разработка проектной графики на планшете (картон) обтянутой
ватманской бумагой (550*550 или 550*800)
Общий вид, цветовое
решение, конструктивная разработка.
3)
Изготовление макетов (300*300*300 мм).
Выбор материала (проектная графика,
рабочий макет)
Бумага, картон,
ткань, металл, дерево, стекло, керамика и т. д.
Соответствие конструкции
формы и конструкции представленного изделия с учетом эргономических требований.
4)
Презентация групповых проектов.
Обсуждение.
Литература:
1.
Майкл Грейс «Дизайн». Изд. Фалькин
1996г.
2.
Долгоматов В. «Традиции
крестьянского дизайна – декоративное искусство». №9; 1979 стр.39.
3.
Казаринова В. «О красоте предметов». Москва 1967г.
4.
Ле Корбюзье «Архитектура XX века»; Москва, Прогресс 1970г.
5.
Журнал «Декоративное искусство»
6.
Щичанкова Э.Г. «У истоков
дизайна» – Москва, Наука 1977г.
7.
Гозако А. «Альвар Аалто»- Москва, Стройиздат, 1976г.
8.
Сомов Г.Ю. «Художественное конструирование промышленных изделий»-Москва,
Машиностроение 1967г.
9.
Бегенау З.Г. «Функция,
форма, качество»-Москва, Мир 1969г.
10.
Дижур А.Л. «Фирменный стиль»- Обзор, Москва 1970г.
11.
Черневич Е.В. «Язык графического дизайна: материалы и методы художественного
конструирования»- Москва 1975г.
12.
Фриминг Г. и Ауэр К. «Человек. Цвет. Пространство»-Москва,
Стройиздат 1973г.
13.
Хилл П. « Наука
и искусство проектирования»- Москва, Мир 1973г.
14.
Хомянский Л.М. и Шипанов А.С. «Дизайн» –
Москва Просвещение 1985г.
15.
Журнал «Табурет»
16.
Журнал «Интерьер
+ дизайн»
17.
Журнал «Техническая
эстетика» 1974 – 1985 г. г.г.