Предпрофильная программа курса

 "Педагог-организатор"

для учащихся 9 класса

 

Автор-составитель:

Лобанова Т.А., педагог-организатор

МОУ гимназии № 8

г. Тольятти – 2004г

 

Пояснительная записка.

 

     Педагог – организатор является одним из основных субъектов воспитательной деятельности. Роль педагога – организатора в воспитательной работе уникальна, так как именно он ближе всех должностных лиц воспитательной работы находится к детскому коллективу, а, в идеале – возглавляет его. Именно от педагога – организатора в огромной степени зависит, приобретут ли школьники «базовый набор социальных компетенций» - станут ли они полноценными гражданами или же останутся неприспособленными к жизни в обществе. Именно педагог – организатор может внести главную лепту в приращение  позитива в школьном коллективе, продвижение на пути демократизации школьной жизни и, таким образом, реально повлиять на изменение облика школы.

        Теоретико – практический курс «Педагог – организатор» (для учащихся школ) ставит своей целью: Создание условий для профильного самоопределения школьников и формирования их педагогической, организаторской компетенции.

         Предпрофильное образование школьников предполагает расширение возможностей социализации учащихся, а также формирование их сознательного профессионального выбора, поэтому задачи данного курса связаны как с познавательной деятельностью школьников, так и с практической профориентационной функцией:

Обучение  строится на сотворчестве знаний и умений. Для выполнения поставленных задач предусмотрены теоретические и практические занятия (лекции, беседы, психологические, социально– коммуникативные тренинги, ролевые игры, творческая мастерская).

Особенностью данного курса является создание условий по самореализации личности учащихся (выбор цели, достижение успеха, стремление реализовать свой потенциал, изживание подростковых комплексов неполноценности и т.д.).

 

Содержание

Общий объем курса – 12 часов.

 

    

                       Раздел программы

Кол-во часов

№ занятия

 

1.

Профессиограмма «педагога-организатора»

    3 часа

     

 

2.

Основы организаторской деятельности.

     5 часов

      

 

3.

Итоговое занятие «Мастерство педагога – организатора».

      4 часа 

            

 

 

Учебно-тематическое планирование

 

 

Тема

Количество часов

Форма контроля

 

ВСЕГО

В том числе на практическую деятельность

 

Раздел1: Профессиограмма «педагога-организатора»

3 часа

3 часа

тестирование

Тема1: Педагог организатор как субъект воспитательной работы

1 час

1 час

 

Тема2: Образ педагога-организатора

2 часа

2 часа

тестирование

Раздел 2: Основы организаторской деятельности.

5 часов

3 часа

Тестирование, зачетные работы

Тема 1: Основы педагогической  деятельности

1 час

-

 

Тема 2: Основы организаторской деятельности

2 часа

1 час

Разработка сценария

(зачетная работа)

Тема 3: Основы социального проектирования.

2 часа

2 часа

  Тематическое тестирование

Итоговое занятие «Мастерство педагога – организатора».

4 часа

4 часа

Тестирование, проведение зачетного мероприятия

 

 

 

 

тематический план

 

Раздел I: Профессиограмма «педагога-организатора» (3 часа).

Тема 1. Педагог – организатор как субъект воспитательной работы.

Права и обязанности педагога – организатора; направления деятельности (1 час)

Форма проведения: ДЕБАТЫ.

План занятия:

I. Особенности специальности «педагог – организатор»:

О синтезе двух профессий в одном специалисте. Связь с другими профессиями.

II. Должностные обязанности и права педагога – организатора (обсуждение на основе дидактического материала, представленного в «Должностной инструкции педагога – организатора».

III. Направления деятельности педагога – организатора.

IV. Требования к специалисту.

V. Сведения о Вузах, предполагающих обучение по данной специальности.

 

 

 Тема 2.  Образ педагога – организатора (2 часа).

План занятия:

I. Социолингвистические и психологические характеристики педагога – организатора: интеллект, воля, общительность, уровень самооценки (уверенность в себе), информированность, навыки актерского мастерства, культура речи, умение владеть аудиторией, умение владеть ситуацией.

 

II. Практическое занятие «Что ты знаешь о себе или различные стороны твоей личности».

Психологический тест – многофакторное исследование и анализ качеств школьников:

Вывод о личностных качествах педагога – организатора в итоге анализа тестирования. Выполнение задания «Образ педагога – организатора в моем представлении» (словесное рисование) и коллективный анализ высказываний. Данная работа позволяет закрепить некоторые важные качества личности и особенности деятельности педагога – организатора. При этом коллективный анализ позволяет дополнительно выявить качества, необходимые  педагогу – организатору в работе, которые не были затронуты в тестовых заданиях.

III.  Ролевая игра «Я педагог детского коллектива».

Даются педагогические ситуации, ученики должны представить аудитории эту ситуации и возможные их решения, исходя из знаний, полученных на уроке № 3. Анализ и сопоставление всех высказанных вариантов. Групповое установление правильного варианта в каждой ситуации.

                       

 

Раздел II. Основы организаторской деятельности (5 часов).

 

Тема 1.Основы педагогической деятельности (1 час).

План занятия:

I.Знакомство с основными видами (или направлениями?) педагогической деятельности.

II.Основные воспитательные технологии:

·        основы ролевого моделирования;

·        технология «лагерный сбор».

                             

Тема 2.  Основы организаторской деятельности (2 часа).

I. Общая характеристика видов организаторской деятельности педагога – организатора:

II.  Основы режиссуры массовых мероприятий.

III. Планирование и организация работы педагога – организатора.

IV. Практическое занятие (творческая мастерская).

Посещение   массового мероприятия, организованного педагогом – организатором и его анализ. Составление авторского сценария мероприятия по любой тематике.

                    

Тема 3. Основы социального проектирования. (2 часа)

Форма проведения: практикум.

I. Методика создания проектов.

II. Методика привлечения ресурсов для реализации проектов.

III. Лабораторная работа: просмотр видеосюжета «Социальные проекты» из фонда гимназии и городского конкурса «Гражданин, анализ   проектов  с точки зрения методики создания и реализации проектов.

Ролевая игра «Ищу поддержку». Игра подразумевает формирование навыков коммуникации, делового и профессионального этикета, целеполагания, убеждения. Это реализация организаторской деятельности на практике.

 

Раздел III. Мастерство педагога – организатора (практикум) (4 часа).

I. Роль мастерства педагога – организатора, его профессионализма в системе воспитания. Итоговый тест «Каков мой потенциал?». Коллективный анализ результатов тестирования.

II. Практикум (по выбору учащихся).

1. Разработка и проведение авторских массовых мероприятий для любой возрастной аудитории.

2. Создание программы социального проекта и его презентация.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Алиев В.Г. Теория организации. М. 2003.
  2. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М. 1993.
  3. Должностная инструкция педагога-организатора.
  4. Драккер П.Ф. Управление, нацеленное на результаты. М. 1994.
  5. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном  процессе. Анализ зарубежного опыта. М. 1998.
  6. Крикунова Т.К. Практическая педагогика: воспитательная работа в среднем социальном учебном заведении. М. 2001.
  7. Кричевский Р.Л., Маршине А.В. Психологические факторы эффективности руководства первичным коллективом. Кишинев. 1991.
  8. Лузина Л.Н. Теория воспитания: философско-антропологический подход. Псков. 2000.
  9. Маркова А.Н. Психология труда учителя. М. 1993.
  10. Немов Р.С. Психология М. 1995.
  11. Омаров А.М. Управление: искусство общения. М. 1983.
  12. Панасюк А.Ю. Управленческое общение: практические советы. М. 1990.
  13. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. Пути и методы изучения. Л. 1981.
  14. Попова М.П. Теория и практика воспитания. Великий Новгород. 2002.
  15. Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность. М. 2002.
  16. Рогов И.С. Настольная книга практического психолога в образовании. М. 1996.
  17. Селевко П.к. Современные преподавательские технологии. М. 1998.
  18. Шевардин Н.И. Социальная психология в образовании. М. 1995.
  19.  

Сайт создан в системе uCoz