Речевые ошибки как стилистический
прием
Многие авторы
используют речевые ошибки, как стилистический прием, придумывают новые
слова, не существующие в нашей речи, придавая тем самым своему произведению
яркий колорит, оригинальность, присущую лишь этому автору.
Ярким примером такого приема является стихотворение Велимира Хлебникова
"Заклятие смехом".
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных - смех усмейных
смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных
смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
ПАМЯТКА
СОБЕСЕДНИКУ
Почему
нельзя допускать речевые ошибки:
1. Неоправданные речевые ошибки не
позволят обеспечить необходимый эффект
в достижении поставленных задач
коммуникации;
2. Неоправданные речевые ошибки снижают
уровень коммуникативной культуры;
3. У собеседника может сложиться
отрицательное мнение об уровне вашей
коммуникативной культуры. 
|
Литература
1. www.gramma.ru
2. http://www.rvb.ru/hlebnikov/tekst/OQ 1 stihi/019.htm
|
Тема
"РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ"

Автор: Кочетков Никита
Священное умение говорить,
Произносить слова и строить фразу.
Как просто это: стоит рот открыть,
И чудо слова возникает сразу.
Как ты проста, осмысленная речь!
|
Речевые
ошибки
Определение понятия: Слово - важнейшая единица языка. Именно слово отражает
все изменения, происходящие в жизни общества. Слово не только называет
предмет или явление, но и выполняет эмоционально- экспрессивную функцию.
И, выбирая слова, мы должны обращать внимание на их значение, стилистическую
окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами. Так как нарушение
хоть одного из этих критериев может привести к речевой ошибке. Основные
причины речевых ошибок:
1. Непонимание значения слова.
Пример: Костер все больше и больше распалялся, пылал. Ошибка заключается
в неверном выборе слова:
Распаляться - 1. Нагреться до очень высокой температуры, раскалиться.
2. (перен.) Прийти в сильное возбуждение, стать охваченным каким-либо
сильным чувством.
Разгораться - начинать сильно или хорошо, ровно гореть.
Пример: Человек ведет праздничную жизнь. У меня сегодня праздное настроение.
Праздный и праздничный - очень похожие слова, однокоренные. Но значение
имеют разное: праздничный -прилагательное к праздник (праздничное настроение);
праздный- не заполненный, не занятый делом, работой (праздная жизнь).
Чтобы восстановить смысл высказываний в примере, нужно поменять слова
местами.
2. Лексическая сочетаемость. При выборе слова следует учитывать не только
значение, которое ему присуще в литературном языке, но и лексическую сочетаемость.
Далеко не все слова могут сочетаться друг с другом. Границы лексической
сочетаемости определяются семантикой слов, их стилистической принадлежностью,
эмоциональной окраской, грамматическими свойствами и т. д.
Пример: Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.
Показывать можно пример, но не образец. А образцом можно быть, например,
для подражания.
Отличать от речевой ошибки следует умышленное объединение, казалось бы,
несочетаемых между собой слов: живой труп, обыкновенное чудо... В этом
случае перед нами один из видов тропов - оксюморон.
|
5. Употребление
многозначных слов.
Включая в свою речь многозначные слова, мы должны быть очень внимательны,
должны следить, понятно ли именно то значение, которое мы хотели раскрыть
в этой речевой ситуации. При употреблении многозначных слов (как и при
употреблении омонимов) очень важен контекст. Пример: Он уже распелся.
Непонятно: или он начал петь, увлекся; или, пропев некоторое время, начал
петь свободно, легко.
6. Многословие.
Встречаются следующие виды многословия:
1. Плеоназм (от греч. pleonasmos - избыток, чрезмерность) -
употребление в речи близких по смыслу и потому логически
излишних слов.
Пример: Все гости получили памятные сувениры.
2. Использование лишних слов. Лишних не потому, что
свойственное им лексическое значение выражено другими
словами, а потому, что они просто не нужны в данном
тексте.
Пример: Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, 11 апреля об этом позаботится
книжный магазин "Дружба".
3. Тавтология (от греч. tauto- то же самое logos - слово) -
повторение однокоренных слов или одинаковых морфем.
Тавтологическими ошибками "пестрят" не только сочинения
учащихся, но и газеты и журналы.
Пример: Руководители предприятий настроены на деловой настрой.
4. Расщепление сказуемого. Это замена глагольного
сказуемого синонимичным глагольно-именным сочетанием:
бороться - вести борьбу, убирать - производить уборку.
Пример: Ученики приняли решение произвести уборку школьного двора.
5. Слова-паразиты. Такие слова засоряют речь, особенно
устную. Это разнообразные частицы, которыми говорящий
заполняет вынужденные паузы, не оправданные
содержанием и структурой высказывания: вот, ну, это и т.
п.; словечки типа: знаете ли, так сказать, фактически,
вообще, честно говоря и т. п.
7. Лексическая неполнота высказывания.
Эта ошибка по смыслу противоположна многословию. Неполнота высказывания
заключается в пропуске необходимого в предложении слова.
Пример: Достоинство Куприна в том, что ничего лишнего. У Куприна, может,
и нет ничего лишнего, но в этом предложении не хватает (и даже не одного)
слова.
|
9. Устаревшие
слова.
Архаизмы - слова, называющие существующие реалии, но вытесненные по каким-либо
причинам из активного употребления синонимичными лексическими единицами,
- должны соответствовать стилистике текста, иначе они совершенно неуместны.
Пример: Ныне в университете был день открытых дверей. Здесь устаревшее
слово ныне (сегодня, теперь) совершенно неуместно.
10. Слова иноязычного происхождения.
Сейчас многие имеют пристрастие к иностранным словам, даже не зная иногда
их точного значения. Иногда контекст не принимает иностранное слово.
Пример: Работа конференции лимитируется из-за отсутствия ведущих специалистов.
Лимитировать -установить лимит чего-нибудь, ограничить. Иностранное слово
лимитировать в данном предложении следует заменит словами: идет медленнее,
приостановилась и т. п.
12. Разговорные и просторечные слова.
Разговорные слова входят в лексическую систему литературного языка, но
употребляются преимущественно в устной речи, главным образом в сфере повседневного
общения.
Пример: У меня совсем худая куртка. Худой(разг.) -дырявый, испорченный
(худой сапог). Ошибки возникают в тех случаях, когда употребление разговорных
и просторечных слов не мотивировано контекстом.
13. Профессиональные жаргонизмы.
Профессионализмы выступают как принятые в
определенной профессиональной группе просторечные эквиваленты терминов:
опечатка - в речи журналистов ляп; руль - в речи шоферов баранка.
Но немотивированное перенесение профессионализмов в общелитературную речь
нежелательно. Такие профессионализмы, как пошить, пошив, заслушать и друг"
портят литературную речь. По ограниченности употребления и характеру экспрессии
(шутливая, сниженная? и т. п.) профессионализмы сходны с жаргонизмами
Жаргонизмы - это обиходно-бытовая лексика и фразеология, наделенная сниженной
экспрессией и характеризующаяся социально ограниченным употреблением.
Пример: Хотел пригласить на праздник гостей, да xamt. не позволяет. Хата
- дом.
14. Неправильное образование слов.
Пример: Ихний, ширее, более лучше
|