Леонид Андреев по праву считается
очень ярким дарованием среди художников слова начала XX века. Как и у любого
писателя, Андреева можно узнать по его авторскому стилю, тем более что последний
весьма экспрессивен. Сюжеты Андреева нетривиальны, а события заставляют читателя
поразмышлять: писатель всегда тяготел к "вечным" вопросам и философии.
Если мы обратимся к Библии, то становится очевидно, что эта книга вполне соответствует
пристрастиям Андреева, поэтому библейский сюжет, правда, претерпевший едва
ли ни кардинальные изменения под пером автора, лёг в основу повести "Иуда".
К слову, в 1908 году был разоблачён тайный агент полиции Азеф, который стал
настоящим предателем в глазах тех, за кем он следил, поэтому повесть, будучи
написанной приблизительно в то же время, стала весьма актуальной, так как
затрагивала тему предательства. Но это - лишь одна грань сложной проблематики
"Иуды", ведь читатель, не знавший об Азефе, едва ли догадается,
когда была написана повесть, и не задумается, была ли она злобой дня. Более
важна психология предательства, нежели его факт, о чём скажет сам автор. С
этой позиции и надо рассматривать проблематику.
Необходимо заметить, что первоначально повесть называлась "Иуда Искариот
и другие", то есть возникает противоречие "личность и толпа",
проблему которого исследовали философы во все времена. Действительно, Иуда
очень сильно выделяется на фоне других учеников Христа. Добрые люди отмечали,
что он "корыстолюбив, коварен, наклонен к притворству и лжи". Автор,
конечно, делает ложный ход, так как даёт описание героя через слова других
персонажей. Впрочем, сниженность портерта внутреннего хорошо подходит под
внешность, которая пугает: неровный череп, покрытый рыжими волосами, сочетается
с разделённым на живую и мёртвую часть лицом. Ученики брезгливо относятся
к безобразному Иуде, они ему не доверяют. Недоверие постепенно перерастает
в настоящий конфликт; Иуда обуян гордыней, он жаждет стать самым первым учеником
подле Христа, стать его любимцем. В этом плане символична сцена, в которой
Пётр и Искариот соревнуются в поднятии камней. Каждый хочет показать, насколько
тяжкое бремя он готов понести ради Спасителя.
Автор идёт наперекор Священному Писанию. Его Иуда - не предатель изначально.
Он просто хочет быть самым лучшим, возвысившись над толпой. Однако мы можем
задаться вопросом: почему же этот человек решается на предательство, хотя
так любит своего учителя? Это своего рода эксперимент, который Иуда решает
поставить, дабы узнать, поймёт ли человечество, что оно имеет дело с Богом,
одумается ли, прежде чем казнить своего Спасителя. Но результат вовсе не утешителен.
Ещё недавно воспевавшая Иисуса толпа осмеивает, унижает и оскорбляет его.
Положение Христа тем трагичнее, что самые верные его ученики проявили малодушие,
дав короновать своего учителя терновым венцом и казнить. Пётр прямо отрекается
от него.
Получается абсурдная с точки зрения официальной религии ситуация: Иуда - единственный
подлинно любящий Христа. Но одновременно нельзя забывать и то, что именно
он обрёк Иисуса на страдания, страдая при этом не меньше, переживая в душе
все страдания учителя. Это сближает их. Примечательно, что у Андреева над
столом висела картина его собственной работы, а изображала она головы Иисуса
и Иуды под единым терновым венцом, что очень красноречиво выражает позицию
автора.
нужны кровавые деньги, и он швыряет все тридцать серебряников в лицо Анне
и другим священникам. Тем самым мы окончательно убеждаемся, что Иуда не предавал
Спасителя из-за денег. Но гордыня привела его к гибели, ведь убить самого
Бога ради доказательства своей любви есть слишком страшное деяние, которое
не может не быть возмещено. Искариот хочет совершить самоубийство, причём
сделать это наверняка, повесив петлю над обрывом. После свершения самосуда
толпа, которая так изменчива, уже называла Иуду предателем, оставив за ним
такую "славу" на все последующие века.
И всё же, что нам рассказала эта повесть, которая была написана по библейским
мотивам, но в то же время так на них не похожа? Андреев, толкуя иначе "вечные"
сюжеты, которые, казалось, имеют только одно толкование, ищет в них противоречие,
что есть признак глубоко мыслящей личности. Андреев - тонкий психолог. История
же Иуды Искариота является "pro" и "contra" самого автора.
Является ли этот герой предателем в полном смысле слова? Писатель не даёт
однозначного ответа, предлагая читателя самого порассуждать о вечных ценностях,
спросить себя, что такое предательство. Об этом хорошо сказал А. Блок: "Так
вот какова эта повесть. Андреев ещё раз доказывает истину о том, что подлинное
творчество невозможно без сильных личных переживаний автора". Назад