Иисус
Христос
|
![]() |
Кто такой был Иисус из Назарета?
Существуют ли какие-нибудь доказательства, которые бы подтверждали истинность
его бытия. До конца XVIII в. и даже до первых десятилетий XIX в. подобные
вопросы часто приводили до плохих последствий. Лишнее любопытство, желание
познать больше, чем рассказывает Новый Завет и церковная традиция, казалось
правомерным христианам грехом достойного наибольшего осуждения.
Что мы знаем?..
Сколько существует христианство, столько продолжаются споры о личность его
основателя. В конечном счёте, споры об Иисуса Христе привели к образованию
двух основных школ - мифологической и исторической.
Представители мифологической школы считают, что наука не располагает достоверными
данными об Иисусе, как исторической личности. Евангельские рассказы о нём,
написанные много лет спустя после описанных в них событий, не содержат реальной
исторической основы. Кроме того, исторические источники начала I в. ничего
не говорят о столь неординарных событиях, как воскресение из мертвых, о чудесах,
совершённых Христом и о его проповеднической деятельности. Одним из важных
аргументов в пользу своей точки зрения мифологическая школа считала внепалестинское
происхождение Христианства, а также наличие аналогий со сказаниями о рождающихся,
умирающих и воскресающих богах в других восточных культурах.
Вторая - историческая - школа считает Иисуса Христа реальной личностью, проповедником
новой религии, который сформулировал ряд принципиальных идей, заложивших основу
христианского вероучения. В распоряжение науки сейчас имеется ряд источников,
подтверждающих выводы исторической школы.
Христианская традиция (доказывая историческую достоверность существования
Христа) ссылается на сохранённые до наших дней тексты нехристианских авторов:
Тацита, Плиния Младшего и Светония. От первых последователей Христа эти авторы
отличались буквально всем: образованием, социальным положением, менталитетом
и религиозной направленностью. Христиане жили в самых бедных кварталах Рима,
а три названных писателя принадлежали высшей знати империи. И если бы такие
люди считали за необходимое вспомнить в своих произведениях про творца чужой
религии, это было бы хорошим доказательством существования Иисуса Христа.
Всё это было бы убедительным только в том случае, если бы удалось доказать
истинность этих высказываний, доказать, что они действительно принадлежат
перу этих авторов.
Вот собственно и всё, что сказано про христиан в текстах римских авторов,
которые дошли до нас. Так же отрицательной чертой есть то, что все три фрагмента
написаны через восемьдесят с лишним лет после смерти Иисуса и сообщают больше
про христиан, чем про самого Христа. Из этих сведений вытекает, что в начале
II-го века христианство имело в Риме достаточно много приверженцев, но не
очень добрую славу. Тацит, Плиний Младший вспоминают про Христа, но как же
мало они про него знают. Возможно, это потому, что для римлян в то время Христос
был одним из тысяч распятых на кресте, так как распятие человека было обычным
явлением. Так же некоторые допускают, что Светоний упоминает не про Иисуса
Христа, а про человека по имени Христос, так как в то время это имя было распространено
среди рабов и свободных.